Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 43 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Общество
Мошенники стали использовать имена российских звезд для обмана россиян
Мир
«Коалиция желающих» отказалась от идеи разместить сухопутные войска на Украине
Армия
Разведчики Южной группировки войск поразили три пункта управления украинских БПЛА
Мир
Bild узнала о возможности передачи «Северного потока – 2» США для поставок газа в ФРГ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и преимущественно без осадков в Москве 21 марта
Мир
В составе делегации РФ на переговорах с США 24 марта не будет представителей МИДа
Мир
Макрон анонсировал саммит «коалиции желающих» с участием Зеленского 27 марта
Мир
Трамп пообещал до 20 лет тюрьмы участникам саботажей против Tesla
Армия
Бойцы группировки войск «Восток» эвакуировали группу мирных жителей в ДНР
Мир
Потерпевшими от нападения ВСУ на Курскую область признаны 43 тыс. человек
Мир
Лидеры ЕС нашли способ противодействовать Орбану и его блокировке помощи Киеву
Мир
СМИ сообщили о планах стран Европы встретиться в Париже для обсуждения по Украине
Мир
NYT сообщила о планах Пентагона открыть Маску планы США на случай войны с Китаем
Мир
Трамп поручил составить список земель с месторождениями полезных ископаемых
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Мир
Reuters узнало об одобрении США продажи высокоточных ракет Саудовской Аравии

Пустое — не порожнее

В «Заложниках пустоты» оказались не только авангардисты, но и передвижники с соцреалистами
0
Пустое — не порожнее
группа «Инспекция медицинская герменевтика», Проблема трофея, 1993, инсталляция, собственность авторов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Третьяковской галерее открылась выставка «Заложники пустоты», где на примерах из истории отечественного искусства исследована тема «отсутствия предмета изображения». Несмотря на якобы абсурдную постановку вопроса, в проекте фигурируют вполне реальные произведения и звучные имена.   

Сделать лейтмотивом художественной выставки какую-нибудь категорию, философскую или эстетическую, — шаг всегда рискованный. Хотя бы из-за того, что широкая публика обычно воспринимает искусство на уровне субъективных эмоций и редко прибегает к системному анализу увиденного. Соответственно, высока вероятность, что кураторская концепция, базирующаяся на умозрительных представлениях, так и останется непрочитанной.

«Пустотный канон» — понятие, конечно, неосязаемое, но и не настолько уж отвлеченное, чтобы считать его выдумкой искусствоведов. На протяжении всего ХХ века художники пытались по-своему выразить известную дихотомию духа и материи. Собственно, такие попытки делались и прежде, но авангард заставил взглянуть на ситуацию по-новому. Раньше было понятнее: для отображения духовности имелись религиозные сюжеты, для воспевания земного бытия — светские. Для представителей авангарда (в лице, например, Малевича или конструктивистов) подобное разграничение сфер выглядело безнадежно устаревшим, и они принялись расставлять акценты на собственный лад. Тогда-то и встала в полный рост проблема «пустоты», которая должна была заменить собой все былые религиозные «декорации».

Впрочем, у любого феномена в культуре бывают зарницы и предвестия, так что экспозиция в Третьяковке включает работы, датированные и XIX столетием. Хотя назвать живопись Василия Пукирева, Федора Васильева, Исаака Левитана предчувствием грядущего торжества беспредметности было бы явным перебором, однако возникали у них композиции, где небо становилось доминантой пейзажа. Именно такого рода этюды призваны намекать, что «пустотный канон» волновал творцов и до наступления эры авангарда. Действительно, волновал, даже и спорить не о чем —  подсознания никто не отменял, в том числе у Пукирева, Васильева и Левитана.

Еще более подсознательным выглядит обращение к «пустотному канону» у соцреалистов. Поскольку дело происходило уже после публичного осуждения «буржуазного формализма», никто из официальных художников и во сне не мог вообразить, будто пользуется методами из того треклятого арсенала. Но вот помещают кураторы Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев в контекст сегодняшней выставки картину Федора Шурпина «Утро нашей Родины» со Сталиным на авансцене — и вдруг становится заметно, что фигура вождя погружена в почти условное пространство, где правит все та же пустота.

Однако пейзажи с предельно низким горизонтом — это лишь подступы к метафизике «незримого». Во второй половине минувшего века за дело взялись авторы, работавшие с данной темой куда более плотно. И тающие в собственном мареве натюрморты Владимира Вейсберга, и беспредметные «сигналы» Юрия Злотникова, и минималистические построения раннего Виктора Пивоварова недвусмысленно свидетельствуют, что «пустотный канон» обживался и дополнялся совершенно намеренно, хотя и с несколько разными целями. Московский концептуализм 1970–1980-х и вовсе превратил «ничто» в предмет важнейшей рефлексии. А группа «Коллективные действия» двинулась еще дальше, положив идею пустоты в основу почти всех своих перформансов, что иллюстрируется сериями фотографий и пространными авторскими комментариями из документации знаменитых «Поездок за город». Данный вопрос не снимался с повестки дня и в актуальном постсоветском искусстве; примеров тому в экспозиции достаточно — вплоть до работ, датированных 2011 годом.

Тем не менее из всего сказанного не следует, будто зрителю наконец-то вручена «путеводная нить». При грамотном повороте «калейдоскопа» возникнет другая реальность, по-своему убедительная: допустим, если взяться за исследование «материальной телесности» в том же русском искусстве. Однако версия, предлагаемая в «Заложниках пустоты», выглядит все-таки достаточно убедительной, чтобы от нее не отмахиваться. Она объясняет далеко не все, но многое. А значит, имеет законное право на существование.                 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир