Музеям поставили задачу зарабатывать


Столичные власти взялись за реализацию городского проекта «Московская усадьба», в рамках которого доходность музейных комплексов должна увеличиться на 30–40%. Сделать это предполагается за счет более частого проведения коммерческих мероприятий. Вход в усадебные парки обещают оставить бесплатным.
О поставленной перед парками задаче финансовой модернизации «Известиям» рассказал начальник отдела музейно-выставочной работы департамента культуры Антон Горянов. По его словам, зарабатыванием средств займутся усадьбы «Царицыно», «Останкино», «Кусково» и «Кузьминки». «Обогащать» музейный бюджет планируют при помощи проведения коммерческих мероприятий, на которые посетителям будут продавать билеты.
Задача, поставленная мэром перед руководством столичных усадебных парков, кажется несложной — повысить долю самоокупаемости в бюджете без введения платы за вход. Но это если не знать, что ни один из парков мира не смог стать прибыльным. Московский бюджет предполагает расходы по «парковой» статье в размере 8,4 млрд рублей. Между тем, по словам близкого к столичному департаменту культуры источника, парки-усадьбы получают доход в размере не более 15% от расходов. Увеличение этой доли на 30–40% в масштабе всего паркового хозяйства Москвы предполагает получение суммы в 500 млн рублей.
«Вывести музеи-усадьбы на самоокупаемость не смогла еще ни одна страна в мире. Мы тоже, в свою очередь, можем только повысить их доход на каких-то 30–40% — например, за счет проведения коммерческих мероприятий», — заявил начальник отдела музейно-выставочной работы столичного департамента культуры Антон Горянов. Чиновник поставил в пример опыт усадьбы «Коломенское», где основной доход складывается из выручки от продажи концертных билетов.
Горянов подчеркнул, что проект «Московская усадьба», направленный в первую очередь на реставрацию и приспособление к современному использованию усадебных комплексов, предполагает комплексное финансирование усадебных комплексов. «Если раньше деньги выдавались отдельно каждому музейному комплексу, то теперь финансирование будет единовременным. Плюс мы предоставим возможность усадьбам зарабатывать самим», — сказал он.
Эксперты к предложению столичных чиновников в целом относятся с опаской, однако необходимость финансового стимулирования признают. «Конечно, музеи в целом и музеи-усадьбы необходимо как-то расшевелить, — считает Дмитрий Ойнас, вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы». — Однако если усадьбы станут, условно говоря, площадкой для свадеб, то тогда сильно пострадает музейная составляющая».
Решением проблемы, по мнению специалиста, может стать развитие профильной деятельности усадебных комплексов. Для этого необходимо развивать систему грантов и, возможно, перенимать европейский опыт, где доход музеев полностью зависит от степени активности сотрудников.
Юрий Веденин, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, в предложении московских властей видит еще одну проблему. Он считает, что ставка на коммерциализацию может лишить музеи интеллектуальной составляющей: «Мы знаем, что развитие туризма несет и благо, и опасность. Необходимо сделать туризм не только развлекательным, но и интересным для образованных людей». С ним соглашается Дмитрий Шестерняк, генеральный директор компании «Финэкспертиза консалтинг», который считает, что «коммерциализация» усадеб — путь правильный, хотя и недостаточный для выхода на самоокупаемость: «Увеличить доходы на 30–40% вполне реально, но окупить все затраты комплекса — нет. Все будет зависеть от того, насколько интересны будут людям те мероприятия, которые предложит город».
Проект «Московская усадьба» входит в программу «Культура Москвы на 2012–2016 годы», главной целью которой является инфраструктурное развитие учреждений культуры и обеспечение доступности культурных услуг. На финансирование программы из столичной казны направят 180 млрд рублей, при этом 45 млрд уйдет на реализацию подпрограммы «Музеи», в структуру которой и входит «Московская усадьба».