Каждая большая цель у нас превращается в яблоко раздора. Тем более когда твой конкурент — Михалков
- Мнения
- Культура
- Каждая большая цель у нас превращается в яблоко раздора. Тем более когда твой конкурент — Михалков

26 февраля 2012 года американский комик Эдди Мерфи скажет
что-нибудь смешное по поводу того, что, дескать, сейчас будут представлять
зарубежные фильмы, снятые на любом языке, кроме английского. Его назначили
ведущим 84-й церемонии награждения «Оскарами» американской киноакадемии.
Церемонии, которую иногда называют самой важной кинонаградой в мире, с чем бы я
поспорил.
Я лично отработал на «Оскаре» как тележурналист раза 3–4, и, в
общем, кухня примерно для меня очевидна. Может быть, Эдди Мерфи уже придумал
свои будущие шутки-типа-экспромты, но в России пока не до шуток. Тут у нас
раскололся национальный «оскаровский» комитет. Вдребезги.
Я понимаю, что каждый раз, когда в нашей стране на горизонте
появляется что-то особенно желанное, оно сразу же превращается в яблоко
раздора. Таковы национальные
особенности личности и амбиций — никто не может спокойно усидеть. Тем более
когда есть угроза, что твоим конкурентом
станет Никита Сергеевич.
«Яблоком» на этот раз оказалось место в лонг-листе
конкурса «Лучший зарубежный фильм Academy Movie Awards», которое национальный
«оскаровский» комитет в итоге отдал фильму «Цитадель». Михалковский
фильм выбирают уже не в первый раз, и тем сложнее переварить решение
комитета конкурентам Никиты Сергеевича. Судя по градусу общественных споров,
по отсутствию аргументов и переходу на личности, это вообще скандал не про кино.
В прошлом году на конкурс в Лос-Анджелесе было подано 90 с лишним зарубежных картин. По положению их в шорт-листе остается
девять, а теперь и вовсе шесть. Каждая страна, конечно же, надеется — в прошлом
году, например, награду получила датчанка Сюзан Бир. Премия, которую дают с 1956 года,
удовлетворяет не только личное тщеславие режиссера (а что это за режиссер, если
он не амбициозный тиран и не работает на площадке за Отца, Сына и Святого
Духа?), но и делает мировой прокат картины более эффективным. Да и
внутренний спрос подхлестывает.
И тут происходит странная вещь: сразу после голосования
национального комитета возникла тема о «самовыдвижении» Михалкова на «Оскар»,
хотя вообще-то, по правилам, комитет сам отбирает картины, и более того, такие
видные деятели кино, как режиссеры Шахназаров, Панфилов, Меньшов — на минуточку,
сам оскароносный, за Москву, которая не верит слезам, — и киновед Разлогов
согласовывают попадание каждого фильма в список.
Нам известно, что «Цитадель»
вошла в список еще на первом заседании комитета. И прошла бы иллюзия единодушия,
если бы председатель комитета Владимир Меньшов после
финального заседания 19 сентября не выступил против решения коллег.
Я вообще не силен в интригах, иначе бы уже был председателем «Газпрома», но мне
показалось странным, когда отличный режиссер и уважаемый человек Владимир
Меньшов постфактум торпедирует решение комитета, который сам же и возглавляет. Со стороны это выглядит так, что контору пора разгонять. Потому
что споры ведутся до, а не после.
Прикинув, что там может быть не так, я стал смотреть на
общий список претендентов. «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила была одна баба» Смирнова и «Фауст» нашего всё Сокурова. Три последних картины, по словам Кирилла Разлогова, выдвинуты Меньшовым. Это более чем достойные картины — мы все счастливы, что в
кризисные годы наше кино способно родить такие вещи. Правда, «Фауст» снят на
немецком языке с немецкими актерами, но неважно, «Молох» тоже был не на
старославянском. Может быть, важней всего, что по формальным признакам лучшие русские картины (независимо от языка и
актеров), кроме «Цитадели», не могут претендовать на выдвижение.
По регламенту американской премии все
фильмы-соискатели должны хотя бы семь дней пробыть в отечественном прокате в
период с 1 октября 2010 года по 30 октября 2011 года. К сожалению,
даже блестящий и холодный «Фауст» не вписывается в эти требования.
Таким образом, позиция главы национального комитета становится не очень
понятной. И даже обычная мотивация людей российской творческой среды, где
балерины сыплют битое стекло в пуанты друг дружке, тут тоже не просматриваются
явно — Владимир Меньшов уже вошел в историю «Оскара» и вообще полностью
состоялся как профессионал по обе стороны советской власти. И, конечно, каждый
имеет право на собственное мнение — но тут одна загвоздка: если скандал
продолжится и расширится, русское кино может просто опоздать на подножку уходящего поезда, результаты выдвижения
надо сдать до 1 октября.
Как показывает практика, даже номинация национального фильма на премию
дает картине международную жизнь. Я помню «Вор» Павла Чухрая — как раз на
этом «Оскаре» в 1997-м году я был. Я помню счастливые лица Кати Редниковой и Володи
Машкова, исполнителей главных ролей. Фильм только номинировался на премию, но уже сделал его группе пропуск в огромный мир
международного кинобизнеса на много лет вперед. Каждый из них может написать в
резюме «работал в Academy Award nominated картине такой-то». И на них уже смотрят
совсем по-другому всюду — от Голливуда
до Бабельсберга.
И это прекрасно. Понятно, за что бьются академики. А у нас и в
академии раскол — у нас их просто две. И поэтому состав национального комитета
довольно однобокий — всё сплошь режиссеры, кроме Кирилла Разлогова. А режиссер
— человек резкий и по-хорошему завистливый. Иначе бы он ничего не достиг.