Уходящая натура


После своей смерти Курт Кобейн стал для кого-то символом протеста против разлагающейся действительности, для кого-то — блондинистым красавчиком с плаката, а для кого-то — и вовсе оправданием употребления опиатов. Ну а сам гранж оказался жанром хоть и искренним, но чересчур суетным и громогласным, чтобы быть по-настоящему услышанным. Многие его жемчужины так и остались погребенными под популярностью Smells Like Teen Spirit, набившей оскомину даже посетителям дискотек.
После выхода первого альбома Nirvana — Bleach — творчество группы довольно быстро обрело популярность и, как следствие, было молниеносно зажато в тиски продюсерами крупного лейбла Geffen Records. Второй и главный альбом группы Nevermind стал общим местом для критиков и меломанов, а для гранжа, по сути, тем же, чем Never Mind The Bollocks, Here’s The Sex Pistols для настоящего панка, — могильным камнем.
Радость фанатов наверняка вызовет тот факт, что в юбилейное издание включен так называемый девонширский микс — результат работы первого продюсера альбома Бутча Вига. Как известно, члены Nirvana предпочитали звучание именно этого варианта альбома, но в Geffen посчитали его слишком «непричесанным» и отдали альбом другому продюсеру. Переиздание включает в себя также би-сайды всех синглов, записи со студийных сессий и репетиций, треки выступления группы на BBC. Среди этих богатств можно найти и раритетный материал: культовые в фанатской среде Aneurysm и Sappy плюс каверы на Velvet Underground и Wipers. Четвертый и пятый диски Super Deluxe Edition — аудио и видео ранее не издававшегося концерта 1991 года в сиэтлском Paramount Theatre.
В последние годы на прилавки было выброшено много редких записей Nirvana — это и четырехдисковый сборник With The Lights Out, и концерт Live At Reading '92, и переиздание Bleach. Взорвавшая чарты одна из лучших песен Курта You Know You’re Right показала, что ценителям еще предстоит узреть скрытые грани его мятежного гения. Жаль только, что этих самых ценителей год от года становится все меньше.
Весьма показательно и то, чем занимаются бывшие коллеги Курта. Дейв Грол — пусть не основатель группы, но уж точно член «золотого состава» — нашел себя на ниве коммерческого рока и вот уже не первое десятилетие подряд чешет по стадионам мира. Крист Новоселич, не сумевший добиться на ниве рок-музыки серьезного успеха, неожиданно засветился на политической арене и даже выпустил книгу, казалось бы, с совершенно абсурдным названием «О гранже и правительстве».
Спору нет, люди они хорошие и борются за свои новые идеалы — например, за профессиональную музыку и равные избирательные права. Но того концентрированного безумия, которое в свое время вознесло Nirvana над другими парнями в клетчатых рубашках, ни в одном из них уже не осталось.