Пьеса для музыкантов и грудного младенца


В концерте, состоявшемся в Центральном Доме Художника на Крымском валу, приняли участие большие мастера музыкального авангарда. На одной сцене сошлись лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров, легенда «свободного джаза» Вячеслав Ганелин, композитор Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко, руководитель ансамбля Opus Posth и контрабасист Владимир Волков. Первый концерт в таком уникальном составе состоялся 19 февраля этого года в израильском театре «Гиватаим». Презентации DVDс записью того концерта, выпущенного Auris Media, и был посвящен вечер в ЦДХ.
Первым на сцену вышел Opus Posth и исполнил композицию Aurora Яниса Ксенакиса – экстравертную, словно расплескивающую кипящую через край энергию. Затем, Владимир Мартынов, удивленно взирая на суетящихся фотокорреспондентов, исполнил на фортепиано собственное произведение – монотонное, прерываемое пронзительными, на одной ноте звуками-позывными - сначала редкими, пробивающимися сквозь кружение аккордов, но постепенно побеждающими остальную музыку. Оказалось, пьеса программная и у нее весьма актуальное название «Стена - сообщение».
Следующим за Bluthner сел Вячеслав Ганелин. Приезд музыканта в Россию – большое событие для любителей «свободного джаза», и многие в ЦДХ пришли специальнона него. С Ганелиным на контрабасе играл Владимир Волков. Вместе они исполнили импровизацию, развивавшуюся от переклички, обмена «мнениями» между инструментами к искаженными маршевым ритмам и финалу, звучавшему мощно, а иногда даже угрожающе.
Происходившее в этот вечер в ЦДХ хочется назвать сюитой беспокойства. Что, собственно, и должен делать авангард - будить, тревожить, даже злить, искать в подсознании невыразимую словами, странную гармонию.
Завершил вечер квартет Федоров-Волков-Мартынов-Гринденко. Леонид сидел в середине сцены в белой рубашке и, закрыв глаза, слушал тягучий контрабас, всполохи фортепиано, плач скрипки. Секунда в секунду - в тот самый момент, когда они закончили играть длинное вступление к одной из самых завораживающих композиций Фёдорова «Сын» на стихи Александра Введенского, и Леонид должен был начать петь, на верхних рядах ЦДХ подал голос младенец - как выяснилось после концерта, совсем недавно родившийся мальчик. А музыка перетекла в еще одну вещь на стихи Введенского – «Воздух» и на ней, как на выдохе, закончилась. Несмотря на энтузиазм публики без выходов на бис – ведь все уже было сказано.