Гений нашего времени


Достаточно и одного: три часа на «Сапсане» туда, три часа обратно. В промежутке времени хватит и на выставку в Зимнем сходить, и балет увидеть. Балет, разумеется, главное!
Начо Дуато — испанец. Начо Дуато — звезда. Начо Дуато — самый известный на данный момент хореограф в мире. Начо Дуато — обладатель всех мыслимых в своей области званий и наград, человек с неуживчивым характером, со скандалом отказавшийся от руководства национальной балетной труппой Испании ради Михайловского театра. Нашего Михайловского театра! За что нам такое счастье — непонятно, но теперь он здесь, и в новом сезоне в Михайловском дают сразу четыре дуатовские премьеры.
Четыре премьерных балета (из которых два — мировые премьеры и два — премьеры в России) объединены в два спектакля: в одном — «Дуэнде», Nunc Dimittis, «Прелюдия», во втором — «Без слов», «Дуэнде», «Прелюдия» (именно его будут показывать в сентябре). Называются оба спектакля одинаково — «Одноактные балеты Начо Дуато», так что нужно будет внимательно смотреть афишу. Съездить стоит на оба.
Зачем? Если вы не любите балет так, как не люблю его я, конечно, ни один из этих аргументов подействовать на вас не должен. Признанная всеми гениальность хореографа — еще не повод тратить целый день и кучу денег на поездку. Поэтому, как НЕлюбитель балета, скажу: то, что ставит Дуато, — это не балет, то есть не тот балет, который нам с вами не нравится. Интеллигентного питерского вида старушка, которая сидела рядом со мной на премьере в Михайловском, подтвердила мое подозрение — вначале она недовольно кряхтела и хмыкала, а потом задала мне вопрос: «Разве балеты Дуато можно сравнить с «Лебединым озером»?» Вот и я тоже думаю, что нельзя. Потому что Дуато — круче.
Оживающие старинные куклы, японский театр кабуки, танцовщики, соединяющиеся в пары так, что зритель видит кресты и представляет русские церкви — под звон колоколов и религиозную музыку Арво Пярта, узница, трепещущая в оковах из красного бархата (символически осмысленный Дуато образ России), — всего этого в «Лебедином озере» нет. Что и понятно — во времена «Лебединого озера» хореографы даже и помыслить не могли о таком стилистическом разнообразии.
Ко всему прочему у Дуато абсолютное чувство красоты. Красивы придуманные им декорации, красивы сделанные им костюмы, красивы все движения танца, все жесты. Даже то, как падает на сцену опущенный кем-то сверху занавес, — так красиво бывает только в кино, где на каждый кадр приходятся десятки дублей.
Но красота и разнообразие для нас — тех, кто не любит балет, — наверное, не основное. Главное в другом. Начо Дуато создает свои шедевры из «современных материалов», знакомых образов и ассоциаций, они действуют на нас сильнее, чем приемы его гениальных предшественников. Утешительная мысль: возможно, родись мы с вами во времена Пушкина, любили бы старика Дидло, и никто, никто бы тогда не мог сказать, что мы ничего не понимаем в искусстве!
Одноактные балеты Начо Дуато
«Без слов. Duende. Прелюдия»
19, 20, 22 сентября, в 19.30
Михайловский театр в Санкт-Петербурге