«Роснефть» построит свой ТЗК в Шереметьево


Аэропорт Шереметьево нашел способ справиться с дефицитом авиакеросина и соответственно высокими на него ценами, которые отпугивают авиакомпании и снижают конкурентоспособность аэропорта. Уже в скором будущем в Шереметьево появятся три независимых топливозаправочных комплекса, представленные крупнейшими нефтяными компаниями — ТНК-BP, «Газпром нефтью» и «Роснефтью».
— Мы допустили их на свою территорию и заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее они развернули свою деятельность в полном масштабе, — заявили «Известиям» в Шереметьево. — Мы заинтересованы стратегически в том, чтобы как можно быстрее сформировать конкурентную среду, которая бы обеспечивала оптимальные цены для потребителей, то есть авиакомпаний.
Сейчас в столичных аэропортах конкуренция по части заправки самолетов практически отсутствует. Во Внуково только один топливозаправочный комплекс (ТЗК), аффилированный с частными акционерами аэропорта. В Домодедово тоже только один ТЗК — «Домодедово Фьюэл Сервисиз», который входит в группу компаний аэропорта. Правда, в Домодедово работает еще СП «Шелл и Аэрофьюэлз», у которого есть свои топливозаправщики, поэтому оно может заправлять самолеты.
В Шереметьево пока действует только один одноименный ТЗК. Ранее его владельцами были «Аэрофлот» (31%) и сам аэропорт (остальная доля). Но весной этого года 75% были проданы по итогам конкурса компании «ТНК-Шереметьево» («дочка» ТНК-BP). Сделка обошлась ТНК-BP более чем $200 млн. У аэропорта осталась доля в 25%.
В Шереметьево пояснили, что одним из условий этой сделки было обязательство нефтяной компании инвестировать средства в модернизацию топливозаправочного комплекса. В ТНК-BP свои будущие инвестиции оценили более чем в 2 млрд рублей. Средства уже привлекаются. ТЗК Шереметьево планирует в октябре открыть кредитную линию на 500 млн рублей сроком на два года. Никакого обеспечения компания предоставлять не будет. Кредит предполагается привлечь по ставке не выше 8% годовых. В ТНК-BP уточнили, что эти средства привлекаются для пополнения оборотных средств.
Представитель Шереметьево говорит, что руководство аэропорта не намерено в будущем сохранять свою долю в существующем ТЗК, а также приобретать долю в строящихся топливозаправочных комплексах других двух нефтяных компаний.
— У нас идет строительство альтернативных ТЗК со стороны «Роснефти» и «Газпром нефти». И как только они отстроят свою инфраструктуру, мы, вероятно, продадим свой оставшийся блок-пакет, — говорит представитель аэропорта. — Но все будет зависеть от того, как успешно будут реализовываться проекты у «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК-BP.
В «Роснефти» планы по строительству ТЗК в Шереметьево не комментируют. Между тем ранее у компании была идея совместно с Шереметьево заниматься только заправкой самолетов «в крыло». А представители Внуково этим летом подтверждали, что «Роснефть» наряду с еще двумя нефтяными компаниями участвует в переговорах о покупке доли в 30–50% в ТЗК Внуково.
В «Газпромнефть-Аэро» говорят, что планируют сдать в эксплуатацию строящийся в Шереметьево ТЗК до конца года. Но заправлять воздушные суда можно будет только после завершения всех процедур лицензирования, то есть во второй половине следующего года.
В самом Шереметьево не стали уточнять, насколько готовы новые ТЗК.
В мире принято, чтобы у авиакомпаний был большой выбор среди АЗК в аэропортах. Например, в некоторых европейских аэропортах работают до восьми топливозаправочных компаний, включая как ТЗК, так и компании, владеющие топливозаправщиками. В России эксперты насчитывают около 15 аэропортов, где действуют два ТЗК. Больше двух ТЗК в России пока нет нигде.