Молодежь научат играть в деньги


В рамках программы повышения финансовой грамотности россиян специалисты Российской экономической школы (РЭШ) разработали специальный мультимедийный ресурс, где любой желающий в режиме виртуального времени может «поиграть» со своим капиталом: приумножить или же, наоборот, сократить его в несколько раз. Исход «игры» целиком и полностью зависит от уровня финансовых знаний участника. За ближайшие несколько месяцев обогатить подобными необходимыми навыками планируется не менее 50 тыс. человек. Всего на разработку проекта было привлечено $300 тыс. спонсорских денег.
— Ресурс является независимым и в первую очередь ориентирован на молодежь. Он создан для того, чтобы люди могли получать азы финансовой безопасности, разбираться в основных концепциях, минимизировать риски при управлении финансами. Сам портал включает несколько элементов — игру, онлайн-книгу, глоссарий, в котором даются определения основным понятиям, и тесты, — пояснил Валерий Чумаченко, директор проекта «Финансовая грамота».
Игра рассчитана на несколько минут, участнику предоставляется стартовый капитал в размере 1 млн рублей и 10 игровых лет. За это время игрок может либо приумножить, либо полностью опустошить свой кошелек. Все зависит от того, насколько грамотно он сможет выстроить отношения с виртуальными посредниками — банками, инвестиционными компаниями и даже родственниками. Предложения, которые встречаются по ходу игры, возникают неожиданно. В один момент брокер предлагает поиграть на рынке акций, а через несколько секунд на экране появляется «бедный родственник» с просьбой заплатить за его лечение. «Подобная игра учит человека тому, что любая финансовая операция предполагает наличие рисков. Главное — уметь минимизировать их», — объяснил корреспонденту «Известий» в ходе игры ректор РЭШ Сергей Гуриев.
Проект является первым в России и тесно ассоциирован с национальной программой «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», стартовавшей в 2011 году и рассчитанной на пять лет. Она включает в себя несколько направлений, в том числе и создание в регионах специализированных центров. Бюджет проекта составляет $113 млн, причем существенную часть средств предполагается покрыть за счет займа Всемирного банка.
Разработка получила поддержку и со стороны законодателей. Ее важность отметила заместитель председателя Комитета по делам молодежи Госдумы Алина Кабаева. По ее словам, российская молодежь финансово «слабо подкована» и нуждается в помощи со стороны государства. «Финансовую грамотность необходимо повышать. А на данный момент проще и эффективнее всего это сделать через подобные онлайн-игры. Главное, чтобы они были развивающими», — сказала депутат.
Эксперты в области образования и финансов считают, что наибольшую пользу новый продукт принесет, если будет включен в образовательные программы. По словам Дмитрия Гудзенко, директора центра «Специалист» МГТУ им. Баумана,
подобные деловые игры могут привести к эффекту только в том случае, если
будут использоваться как элемент продуманной учебной программы.