Ларс фон Триер пожалел, что извинился


Пока российская общественность бурлит, взбудораженная выдвижением на «Оскара» от нашей страны фильма Никиты Михалкова, на родине статуэтки появился свой повод для ажитации. Им послужило интервью американскому журналу GQ, в котором Ларс фон Триер прокомментировал ситуацию со своей знаменитой каннской пресс-конференцией.
Напомним, что во время Каннского кинофестиваля на пресс-конференции фильма «Меланхолия» Триер заявил, что сочувствует Гитлеру. Эти слова, вырванные из контекста, вызвали бурную реакцию в СМИ и заставили организаторов кинофестиваля объявить Триера персоной нон-грата.
Я была на этой пресс-конференции и могу свидетельствовать: выступление шло в жанре stand up comedy, или, если угодно, в духе «Прожекторперисхилтон», и не понять, что все это — большая и, возможно, слишком уж затянувшаяся шутка, мог лишь человек, лишенный чувства юмора. Скандал, собственно, и начали те, кто узнал обо всем из пересказа, а в лучшем случае — из стенограммы, когда остались одни лишь слова и ушла интонация.
В мае фон Триер принес официальные извинения, а потом несколько раз повторил их в прессе, в том числе и в интервью «Известиям». Четыре месяца спустя после скандальных событий корреспондент GQ Крис Хит отправился в Данию, чтобы поговорить с режиссером.
В интервью Триер объяснил, что принесенные им тогда извинения — вещь достаточно условная. «Я не думаю, что человек способен сказать «правильные» или «неправильные» вещи. Говорить можно все что угодно, ведь мои слова — это часть меня. Извиниться за то, что ты произнес, это значит извиниться за свою сущность, за свои моральные принципы — а это вещь разрушительная. Я извиняюсь не за то, что я сказал, а за то, что не сумел выразиться более ясно. Не за то, что пошутил, а за то, что не сумел четко дать понять: это шутка... Все эти нападки на меня, которые начались в Канне, похожи на ситуацию, когда мальчик упал с велосипеда, больно расшибся, а взрослые еще на него и орут».
Конечно же в самой политкорректной стране мира после этих слов разразился новый скандал. Уже третий за последние месяцы, связанный с именем Ларса фон Триера, если вспомнить откровения Андреаса Брейвика, признавшегося, что его вдохновлял финальный эпизод «Догвилля». Кстати, несмотря на то, что Триер считает «Догвилля» своей лучшей работой, тогда он признался: если бы он мог знать, что фильм может стоить жизни семидесяти шести человек, то не стал бы его снимать.
С большой долей вероятности можно предположить, что в свете всего происходящего «Оскар» фильму «Меланхолия» уже не светит. Но есть и еще один интересный вопрос: как отреагирует на новые высказывания режиссера столь благоволивший к нему ранее Каннский фестиваль. И где состоится премьера следующего фильма фон Триера — «Нимфоманка». Ведь до сих пор так и непонятно, был Триер объявлен персоной нон-грата для текущего фестиваля или навсегда. Если навсегда — какой же это подарок для преемника Марка Мюллера на посту директора Венецианского киносмотра.