Церковь наложила вето на вредную периодику

19 сентября объявлено о приостановке издания православный журнал «Благодатный огонь». Причина — отказ Синодального информационного отдела Русской православной церкви присвоить изданию гриф «одобрено», без которого журнал нельзя распространять через церковную сеть.
Запрет на издание никто не накладывал. Продавать — тоже пожалуйста, но не в книжных лавочках при храмах и монастырях, где по умолчанию предполагается, что написанное одобрено Церковью. Сможете быть интересными для посетителей обычных книжных магазинов и киосков с прессой, выдержать конкуренцию и окупить свое издание — в добрый путь.
Например, журнал «Божий лучик», который выходит в селе Нижняя Омка Омской области, получает гриф «одобрено» и может продаваться в храмах, а «Благодатный огонь» — один из старейших (с 1998 года) православных журналов (хоть и выпущено всего 20 номеров с тиражом по 5 тыс. экз.) — заявляет о закрытии.
В принципе, издателям, чьи книги содержат не соответствующие церковному учению положения, обычно предлагается внести в текст поправки и снова попытаться выпустить текст. Также и с «Благодатным огнем»: компромисс искали, но со стороны редакции встречных шагов не последовало.
Главный редактор журнала «Благодатный огонь» Сергей Носенко сообщил
«Известиям», что «поиск компромисса» заключался в требовании предоставить на
просмотр следующий номер, готовившийся к публикации. «Это уже цензура.
Информационный отдел придирался к словам: экуменизм, модернизм, обновленчество.
Они считают эти термины недопустимыми, но можем ли мы сказать, что эти явления
в нашей церковной жизни уже не существуют? Мы лучше закроем журнал, чем
малограмотные эксперты из информационного отдела будут выискивать там блох».
Поэтому на сайте «Благодатного огня» продолжат обличать «внутренних врагов православия»: тех, кто «то под предлогом «миссионерских проектов» пытается провести обновленческие реформы», то внедряет «перестройку в Церковь», «когда химера либерализма, став одной из общечеловеческих ценностей, начала проникать и в церковную среду». Например, один из авторов журнала заключил, что «в Церкви готовится бархатная реформация» по вопросу церковнославянского языка, и призвал «прекратить впредь поднимать в Русской церкви надуманные вопросы богослужебного языка». Остальная Церковь вовсе не считает вопрос языка богослужения надуманным и ведет дискуссию о том, как сделать его понятнее без ущерба для смысла.
Агрессивные нападки на старообрядцев — еще одна черта журнала: снятие в 1971 году анафем на старые обряды редакция считает противоречащим учению святых отцов. В РПЦ считают иначе и поддерживают со старообрядцами диалог.
При этом Сергей Носенко подчеркнул, что редакция журнала не
собирается уходить в раскол: «Мы поднимаем острые вопросы церковной жизни,
которые другие издания поднимать боятся, но мы не оппозиция, мы остаемся
послушными Московской патриархии».
В РПЦ несколько структур, которые занимаются экспертной оценкой: литературу оценивает Издательский совет, СМИ — информационный, учебники и пособия — Отдел образования и катехизации РПЦ. Сегодня не получают одобрительного грифа, например, книги по кулинарии, даже если в их названии есть слово «православная» или «постная» кухня. Понятно, что цель издательств в таком случае — просто получить прибыль с еще одной целевой группы. Православным покупателям предлагается за «конфессионально верными» рецептами отправляться в обычные книжные. Не дают грифов и классической литературе: чтобы продавать в церковной лавке «Соборян» Лескова, настоятель храма должен попросить разрешения на торговлю книгами без грифа у своего правящего архиерея. Есть и черные списки: пока у Издательского совета в этом перечне всего 11 наименований: о непризнанных РПЦ «святых» и старцах, о приближении «последних времен». Гриф для книг присваивается конкретному изданию: чтобы переиздать тот же текст, нужно рассмотреть его заново. А полученный гриф для прессы может быть в любой момент отозван.
Церковная торговля в России — отдельная ниша: лавки при храмах не обладают статусом юридического лица, в них нет кассовых аппаратов и не выплачивается НДС. Не в последнюю очередь именно налоговые льготы дают шанс крохотным приходским издательствам распространять немалые тиражи своих книг: храмы обмениваются литературой по бартеру, и «целевая аудитория» не так уж мала, как кажется скептикам. Правда, журналы вроде «Благодатного огня» даже при налоговых льготах не могут окупиться хотя бы «в ноль»: пока его по пачке разнесешь по разным храмам, пока соберешь деньги по лавочкам, больше потратишь. Так что бумажную версию журнала лишили не денег, а именно читателей: мало кому за пределами РПЦ интересны мнения консерваторов о церковных реформах.