Все последние резонансные катастрофы объясняются какими-то фантастическими ошибками

Два дня назад при заходе на посадку в одном заграничном
аэропорту самолет, коснувшись задними шасси на несколько секунд полосы, вдруг с
ревом ушел свечой в небо, перепрыгнув другую машину, которая не успела убраться
с полосы. Неприятно, но по сути — повезло.
Глядя в иллюминатор, как машина
делает новый заход, я подумал: «Ну а не успей летчик принять решение — очередное
транспортное происшествие, да еще и за границей».
И долго МАК будет
принимать решение, кто виноват — то ли иностранец, который не убрал хвост с
посадочной, то ли техники, у которых не вышло шасси, то ли Берлускони, то ли
Обама. И конечно, тут же бы возникла тема: «А что у нас делает министр
транспорта? Долой!»
Я сам после трагедии «Булгарии» не удержался — столько
было ярости. Но глядя на то, что происходит на транспорте, начинаешь
задумываться о «синдроме прапорщика».
Вот нам говорили, что ожидается
технический коллапс и самолеты будут падать только потому, что они изношены, а
летчики будут их ронять потому, что плохо подготовлены и мало зарабатывают.
Но все последние «резонансные» катастрофы, будь то на воде или на
воздушном транспорте, странным образом объясняются какими-то фантастическими ошибками отдельного
человека или целого экипажа. Донецк, Смоленск, Петрозаводск. Трудно сегодня
говорить про Ярославль, потому что общественный гнев и горе таковы, что если ты
озвучишь единственную оставшуюся объяснимую версию — «ошибку блондинки», не
снятый стояночный тормоз, то тебя порвут вместе с Левитиным и, может быть, даже с Медведевым.
А ведь компания использовала очень надежный самолет.
Что мы имеем?
Старпом не счел возможным заставить экипаж закрыть
иллюминаторы по нижней палубе — волна захлестывает пароход — сотни трупов.
Командир, убоявшийся штрафа за перерасход топлива, идет на грозу — сотни
трупов. Каждый раз оказывается, что в огромной структуре находится слабое
звено — не обязательно на уровне упомянутого прапорщика, который не закрутил
кран на баке с окислителем межконтинентальной ракеты с ядерным зарядом. Уровень может быть и выше — но эксцесс
исполнителя налицо.
Но вот что интересно: каждый раз раздается требование снять
министра (сегодня это г-н Левитин).
Я склонен проводить параллель между ним и новым министром
обороны, который не из военных, но только в одном: они оба получают то, что
было заложено до них. Постаревший летный состав? Да. Только он не сегодня постарел — вот уже лет 15 источником пополнения его остается
военно-транспортная авиация. А новых не готовили. Только сейчас, когда появились
деньги, училищам начали покупать оборудование, тренажеры.
У нас же расходы
на транспорт — 2,2% ВВП. А в Китае — 6%. Потому Китай развивается и
покрывает уже весь мир тихо и неуклонно, а мы пытаемся решить проблему криком «Долой
Левитина!». Как-то слишком просто. Решение на кухонном уровне. По такой логике
каждый раз, когда у нас «Булава» не долетает до Корякского автономного округа,
у нас должен быть новый министр обороны. Что Левитин, что Сердюков не
разваливали систему, они ее получили as it is и пытаются шаг за шагом реформировать.
Но мне
любопытно, как сторонники увольнения всех и вся предлагают контролировать
авикомпании, которые сажают на Як-42 вполне подготовленных летчиков, но подготовленных
на другой машине? Устраивать летучки в Белом доме или переписать сразу Конституцию РФ, чтобы ее первый параграф гласил «Стояночный тормоз при движении должен быть снят»? Говорят,
есть страны ближнего зарубежья, у которых первый параграф конституции гласит
«Обои надо клеить встык» — мы хотим докатиться до такого уровня?
У нас сегодня пассажирских 986 самолетов и плюс еще 152
грузовых. И у каждого есть парковочный тормоз. И каждый — потенциальный
источник опасности (см. текст ПДД). Есть вариант приставить к каждому командиру
корабля (воздушного или обычного) по министру. Но, как каждый служивший в
армии человек, я уверен, что обязательно найдется матросик, который забудет
ветошь в пусковой шахте.
Министерству надо выстраивать масштабные экономические
планы — смотреть за тем, как замещается парк воздушных судов. Из регионального
парка ушло почти 400 бортов за счет Ту-134 и Як-40. И сейчас самолеты
иностранного производства — 46% парка. Рьяные патриоты будут
вопить, что про...али великое авиастроение и теперь нас покорят враги. Но даже
патриоты почему-то хотят ездить на иномарке а не на УАЗ «Патриот», так что эта
тема скользкая, легко превращаемая в чистую демагогию.
Тем не менее машины семейства Ту-204/214 вполне
конкурентоспособны. Особенно при господдержке. А вот такие задачи, как развитие
системы образования пилотов, новые
тренажеры, сертификация — как раз уровня министра.
А наказывать за то, что не доглядел за боцманом — глупо и смешно. Только
смеяться не хочется.