Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
На Кубани возбудили дело о халатности после нападения собак на подростков
Политика
Песков заявил о готовности РФ и США двигаться по пути мирного урегулирования на Украине
Происшествия
ДТП с опрокидыванием нефтевоза произошло в Самарской области
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Политика
В Совфеде назвали демилитаризацию Украины объективной необходимостью
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировала облачность и дожди в Москве до конца рабочей недели
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

Все последние резонансные катастрофы объясняются какими-то фантастическими ошибками

Писатель и журналист Игорь Мальцев о том, почему министру транспорта стоит еще поработать
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два дня назад при заходе на посадку в одном заграничном аэропорту самолет, коснувшись задними шасси на несколько секунд полосы, вдруг с ревом ушел свечой в небо, перепрыгнув другую машину, которая не успела убраться с полосы. Неприятно, но по сути — повезло.

Глядя в иллюминатор, как машина делает новый заход, я подумал: «Ну а не успей летчик принять решение — очередное транспортное происшествие, да еще и за границей».

И долго МАК будет принимать решение, кто виноват — то ли иностранец, который не убрал хвост с посадочной, то ли техники, у которых не вышло шасси, то ли Берлускони, то ли Обама. И конечно, тут же бы возникла тема: «А что у нас делает министр транспорта? Долой!»

Я сам после трагедии «Булгарии» не удержался — столько было ярости. Но глядя на то, что происходит на транспорте, начинаешь задумываться о «синдроме прапорщика».

Вот нам говорили, что ожидается технический коллапс и самолеты будут падать только потому, что они изношены, а летчики будут их ронять потому, что плохо подготовлены и мало зарабатывают. Но все последние «резонансные» катастрофы, будь то на воде или на воздушном транспорте, странным образом объясняются какими-то фантастическими ошибками отдельного человека или целого экипажа. Донецк, Смоленск, Петрозаводск. Трудно сегодня говорить про Ярославль, потому что общественный гнев и горе таковы, что если ты озвучишь единственную оставшуюся объяснимую версию — «ошибку блондинки», не снятый стояночный тормоз, то тебя порвут вместе с Левитиным и, может быть, даже с Медведевым. А ведь компания использовала очень надежный самолет.

Что мы имеем?

Старпом не счел возможным заставить экипаж закрыть иллюминаторы по нижней палубе — волна захлестывает пароход — сотни трупов. Командир, убоявшийся штрафа за перерасход топлива, идет на грозу — сотни трупов. Каждый раз оказывается, что в огромной структуре находится слабое звено — не обязательно на уровне упомянутого прапорщика, который не закрутил кран на баке с окислителем межконтинентальной ракеты с ядерным зарядом. Уровень может быть и выше — но эксцесс исполнителя налицо.

Но вот что интересно: каждый раз раздается требование снять министра (сегодня это г-н Левитин).

Я склонен проводить параллель между ним и новым министром обороны, который не из военных, но только в одном: они оба получают то, что было заложено до них. Постаревший летный состав? Да. Только он не сегодня постарел — вот уже лет 15 источником пополнения его остается военно-транспортная авиация. А новых не готовили. Только сейчас, когда появились деньги, училищам начали покупать оборудование, тренажеры.

У нас же расходы на транспорт — 2,2% ВВП. А в Китае — 6%. Потому Китай развивается и покрывает уже весь мир тихо и неуклонно, а мы пытаемся решить проблему криком «Долой Левитина!». Как-то слишком просто. Решение на кухонном уровне. По такой логике каждый раз, когда у нас «Булава» не долетает до Корякского автономного округа, у нас должен быть новый министр обороны. Что Левитин, что Сердюков не разваливали систему, они ее получили as it is и пытаются шаг за шагом реформировать.

Но мне любопытно, как сторонники увольнения всех и вся предлагают контролировать авикомпании, которые сажают на Як-42 вполне подготовленных летчиков, но подготовленных на другой машине? Устраивать летучки в Белом доме или переписать сразу Конституцию РФ, чтобы ее первый параграф гласил «Стояночный тормоз при движении должен быть снят»? Говорят, есть страны ближнего зарубежья, у которых первый параграф конституции гласит «Обои надо клеить встык» — мы хотим докатиться до такого уровня?

У нас сегодня пассажирских 986 самолетов и плюс еще 152 грузовых. И у каждого есть парковочный тормоз. И каждый — потенциальный источник опасности (см. текст ПДД). Есть вариант приставить к каждому командиру корабля (воздушного или обычного) по министру. Но, как каждый служивший в армии человек, я уверен, что обязательно найдется матросик, который забудет ветошь в пусковой шахте.

Министерству надо выстраивать масштабные экономические планы — смотреть за тем, как замещается парк воздушных судов. Из регионального парка ушло почти 400 бортов за счет Ту-134 и Як-40. И сейчас самолеты иностранного производства — 46% парка. Рьяные патриоты будут вопить, что про...али великое авиастроение и теперь нас покорят враги. Но даже патриоты почему-то хотят ездить на иномарке а не на УАЗ «Патриот», так что эта тема скользкая, легко превращаемая в чистую демагогию.

Тем не менее машины семейства Ту-204/214 вполне конкурентоспособны. Особенно при господдержке. А вот такие задачи, как развитие системы образования пилотов, новые тренажеры, сертификация — как раз уровня министра.

А наказывать за то, что не доглядел за боцманом — глупо и смешно. Только смеяться не хочется.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир