Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Спутники увидели рекордное загрязнение воды у Сочи

Океанологи считают, что виноваты танкеры, промывающие емкости на рейде Туапсе и Новороссийска
0
Спутники увидели рекордное загрязнение воды у Сочи
фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Беспрецедентные разливы нефтепродуктов в российской акватории Черного моря обнаружены с помощью методов космической локации. Об этом «Известиям» рассказал старший научный сотрудник Института океанологии РАН Андрей Иванов. По словам ученого, маслянистые пятна появились в результате технических сбросов, которые производят в этом районе торговые танкеры.

Площадь загрязненных территорий в разных районах моря составляет от 20 до 420 кв. км. Судя по фотографиям со спутников, эти пятна располагаются аккуратно напротив Новороссийска, Туапсе и Сочи, в нескольких десятках километров от линии берега.

— Эти разливы стали выявляться в последнее время. Раньше в Черном море не происходило в таких гигантских масштабах пленочного загрязнения моря, — рассказывает Андрей Иванов.

Начальник отдела экологического контроля ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» Вячеслав Бердников рассказал, что система космического наблюдения за состоянием акватории Черного моря появилась не так давно — в 2008 году:

— Схема простая, инженерно-технологический центр «СканЭкс» высылает фотографии со спутников из мест с сильным оптическим отражением от поверхности моря. Это означает, что в данном районе произошел разлив топлива, нефти, масел или других органических веществ, — поясняет Бердников. — Мы накладываем на эти снимки карту данных системы Автоматической идентификации судов (АИС), которая установлена на всех кораблях и позволяет отслеживать их местонахождение в каждый конкретный момент времени. Так мы можем определить, какое судно является источником сброса остатков перевозимого груза. И если судно заходит в наш порт, проводим проверку законности действий капитана в море.

Но если судно после сброса зашло в чужой порт, привлечь его к ответственности уже не представляется возможным.

— В начале августа судно Tarik Emir заходило в российский сектор акватории, — приводит пример главный специалист ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» Михаил Фляум. — По нашим данным, оно сливало техническую жидкость в российском секторе акватории, но в наши порты оно не заходило, и проверить его невозможно.

Согласно международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с  судов от 1973 года, танкеры имеют право сбрасывать ограниченное количество технических стоков в определенных районах международных вод, вдали от береговой линии. Это положено делать по строгой процедуре — отходы разбавляются морской водой в соотношении 1:10 и сливаются за борт на полном ходу в момент совершения маневров. Если этого не делать,  возникает пленочное загрязнение радужного цвета, которое сейчас фиксируют спутники на большой территории Черного моря.

— Танкер везет рапсовое масло, — приводит пример главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. — А в обратный рейс ему нужно везти нефть. Вот они и моют судно прямо в море. Емкости танкеров моют перед каждой погрузкой. Технологии разные — горячей и холодной водой, с содой, поверхностно-активными веществами. Иногда промывают той нефтью, которую будут перевозить. Могут мыть в несколько ходов: берут анализы на чистоту и моют, пока анализы не станут правильными.

Помывка в порту стоит денег, поскольку сливать загрязненные воды в акваторию там запрещено. По словам Войтенко, промывая танкеры в море, недобросовестные судовладельцы экономят сотни тысяч долларов в год.

Ежегодно из Новороссийска на танкерах уходит около 60 млн тонн нефти, из Туапсе — около 30 млн т, из порта Кавказ — 3 млн т. Всего через порты Черного моря проходит более 138 млн т горюче-смазочных материалов. По статистике, после того как танкер откачал жидкий груз в порту назначения, в его трюмах остается около 1%, например, нефти. В среднем это около 300 т.

— Важно, чтобы внимание к ситуации проявило Министерство транспорта, — делится мнением Андрей Иванов из Института океанологии. — Необходимо принимать срочные меры по предотвращению таких случаев.

Представитель Минтранса Любовь Бритвина посоветовала обратиться за комментариями в черноморские порты, которые входят в структуру ведомства.

Вячеслав Бердников из Новороссийского порта утверждает, что с тех пор как началось наблюдение за акваторией из космоса, судовладельцы стали более дисциплинированными. Тем не менее, довести дело до реальных штрафов за несанкционированные сбросы довольно сложно. Эксперт не смог припомнить ни одного примера штрафов судовладельцев за загрязнение моря, отметив, что за портовыми службами закреплены контролирующие, а не фискальные функции.

— Данные со спутников являются только косвенными уликами, — объясняет Бердников. — Прямыми уликами являются пробы с места сброса и с самого танкера. Только если они совпадают, можно доказать правонарушение. Тогда возникает Росприроднадзор с функцией наложения штрафных санкций. От нас зависит только подача заявления по фактам несанкционированного слива.

В Росприроднадзоре комментировать ситуацию с масляным загрязнением Черного моря отказались.

— Мы не знакомы с данной ситуацией, — сообщила Марина Вторникова из пресс-службы ведомства.

В администрации Новороссийского порта «Известиям» сообщили, что мер по ликвидации пятна не предпринимается.

— Чтобы организовать туда выход соответствующего флота, нужно затратить много времени и средств, — говорит Фляум. — И если по прибытии на место обнаружится, что загрязнение органическими веществами растворилось само по себе, то платить будет тот, кто первым закричал: «Караул!».

Комментарии
Прямой эфир