Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Италию из России вернут 3,3 т кормов для домашних животных
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Мир
Кабмин Греции опроверг готовность передать Киеву систему ПВО
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Общество
Аксенов призвал ужесточить миграционную политику в России
Мир
Сенатор США Скотт заявил о недоверии американцев администрации Байдена
Мир
Reuters узнало о подготовке США нового пакета военной помощи Украине на $1 млрд
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Интернет и технологии
Пользователи в ряде стран пожаловались на сбой в работе соцсети Х
Мир
Столтенберг заявил о неизбежности расходов стран НАТО на оружие Украине
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Общество
Глава Татарстана Минниханов призвал жителей сидеть дома из-за непогоды
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Экономика
Путин заявил об увеличении транзитных возможностей РФ благодаря развитию БАМа
Мир
Шойгу сообщил о нахождении до 33 тыс. военных НАТО около границ России
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Десять лет назад наивность американцев закончилась. Но не вся

политолог Ариэль Коэн о том, почему США не смогли победить терроризм
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


Утро 11 сентября 2001 года было тихим и солнечным.  Я видел в прямом эфире, как  второй самолет врезается в башню Всемирного торгового центра. Но шок, видимо, был настолько силен, что я все равно поехал на метро из своего вашингтонского пригорода в офис, даже не подумав, что дети в школе, что их заперли в классе и им страшно.

Лишь когда «близнецы» начали рушиться, а в Пентагон врезался третий самолет, стало понятно, что на Америку совершено нападение. И страна, и мир уже не будут такими, какими они были до этого.

Триумф США после окончания «холодной войны» оказался короток: всего 10 лет. 10 лет назад эта страна была совсем другой. И она не вернется. Так же, как послевоенная Европа 20-х годов XX века была уже совсем другой, чем довоенная.

До 11 сентября 2001 года Америка была непуганой. Посетителей аэропортов проверяли через пень-колоду.  При приеме на работу особо не требовали доказательства гражданства. А студенты сплошь и рядом пользовались поддельными правами, чтобы иметь возможность употреблять алкоголь до 21 года (но не водить машину!).

Десять лет назад 11 сентября наивность американцев закончилась. Но не вся. До сих пор руководители государства зачастую «не въезжают», почему радикальные мусульмане не любят Запад.

Бывший вице-президент Чейни, выступая по телевизору, утверждал, что не знает, почему «Аль-Каида» напала на США. Но бен Ладен еще в 1996 году публиковал полосные объявления в лондонском «Таймсе», доказывая необходимость войны с «крестоносцами и евреями».  А Сильвестр Рейес, бывший председатель парламентского комитета по разведке, заявил в ответ на вопрос, чем отличаются шииты от суннитов, что «уже 5 часов вечера, у него был тяжелый день», и попросил, чтобы ему не морочили голову.

Политкорректность годами заставляла объяснять нападение 9/11 экономическими, а не религиозными причинами.  «На нас напали потому, что они бедные, а мы богатые». С такой логикой на США постоянно должны нападать армии бедных африканских и индийских крестьян, а не арабский миллионер со степенью MBA, поддерживаемый мультимиллионерами, инженерами и врачами.

Поразительное незнание истории, географии, политики, этнографии, религии позволяет миллионам американцев, европейцев и даже россиян думать, что 9/11 организовала или допустила  администрация Джорджа Буша. Или что ЦРУ и ФБР, зная о подготовке массового теракта, могли его сознательно допустить. Не хочу заниматься догадками о том, что, кто и когда знал (или не знал) о «Дубровке», Беслане, поездах Москва—Санкт-Петербург, Домодедово, но очень не хочется верить, что те, кому поручено защищать народ, готовы по каким-то причинам закрыть глаза на готовящиеся массовые убийства и не исполнить свой долг.

Но в США сегодня народ защищают по полной программе. В аэропортах шмонают бабушек  лет 80 с выкрашенными до голубизны волосами. Ощупывают и прохлопывают шестилетних малышей. Просвечивают рентгеном ваши самые дорогие части тела. Разувают и раздевают. Придираются к иностранцам. Программы с почти что чекистскими, ягодо-бериевскими названиями, как, например, «Национальная инициатива отчетности по подозрительной деятельности», задействуют в качестве подручных министерства внутренней безопасноcти чуть ли не все коммерческие «секьюрити».

Службы безопасности многих торговых центров отслеживает подозрительных покупателей, фотографируют их, составляют отчеты, докладывают в полицию и вносят информацию в национальные базы данных. Прослушки телефонных разговоров, просвечивание банковских счетов... Это «счастье» стоит десятки миллиардов долларов в год.

Еще дороже обошлись войны в Афганистане, Ираке, поддержка антитеррористической деятельности в Йемене, Сомали, странах Северной Африки. Две войны обошлись как минимум в $1 трлн. Неужели прав был бен Ладен, который обещал обанкротить Америку так, как он обанкротил Советский Союз, вызвав коллапс последнего 20 лет назад?

Надеюсь, что нет. Но 10-летие нападения заставляет задуматься, а правильно ли мы воюем с террористами? Почему так мало делается для борьбы с религиозным фанатизмом? Как изменить взгляд на жизнь новых поколений мусульман в беднейших странах Африки, Ближнего Востока, индийского субконтинента? Кто будет менять их систему образования и воспитания, чтобы политкорректности было больше у них, а не у нас? И чтобы вместо постоянных разговоров о несуществующей «американской угрозе» (США не до жиру, быть бы живу) сильные мира сего боролись с терроризмом, планирующим применение оружия массового поражения.

А между тем представители европейских правительств и администрации Обамы говорят, что «арабская весна» в Египте, Сирии, Ливии, Тунисе — это противоядие против «Аль- Каиды». Народ вышел-де на улицы для того, чтобы бороться за «демократию» и за экономические права.  Ну просто Галич: «Ты скажешь, пахнуло озоном. Трудящимся дали права...»  Мы знаем, что было потом.

 Вместо стариков Каддафи и Мубарака к власти приходят представители Ливийского исламского фронта (филиала «Аль-Каиды»), за которым до недавнего времени гонялись западные спецслужбы, Египет стоит на пороге режима «Братьев-мусульман», а член НАТO Tурция всячески поддерживает террористов из ХАМАС.

10 лет после 11 сентября от Пакистана до Ирака, от Чечни до самых до окраин взрываются смертники и бомбы, пытаются сесть в самолет молодые люди со взрывчаткой в трусах, бегают по горам десантники.

И конца этому не видно.  Добро пожаловать в XXI век.

Автор — ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики.


Комментарии
Прямой эфир