Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

На Ярославском форуме должно быть объявлено о создании нового «мирового правительства»

Политолог Александр Рар о новых глобальных альянсах
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда три года назад в мире разразился финансовый кризис, испуганный Запад начал беспокоиться по поводу изменения мирового порядка, которое происходило бы не в пользу США и Евросоюза. Затем разговоры о «закате» Запада быстро сошли на нет. А «арабская весна» вдохнула надежду, что спустя 20 лет после сокрушительной победы над коммунизмом в холодной войне западная либеральная модель способна также радикально изменить исламский мир. Все западные гуманитарные и образовательные фонды, которые до сих пор были нацелены на демократизацию Восточной Европы, ринулись в Северную Африку.

Тем временем России и Китаю, которые во время финансового кризиса поговаривали о переходе к многополярному миру, США и Евросоюз дали понять, что ни о каких изменениях правил мировой политики говорить не стоит. Доллар остался главенствующей мировой валютой, G8 не дала G20 занять ее место «мирового правительства», МВФ остался под контролем Запада. Соперничать с ним и оппонировать ему сегодня ни Китаю, ни России не по силам.

Но насколько эта картина соответствует действительности? У супердержавы США, очевидно, заканчиваются деньги, страна пойдет по пути самоизоляции. Вряд ли их хватит для дальнейшего финансирования мирового лидерства. Не лучше обстоят дела в Старом Свете. Наглядное тому подтверждение — попытки Германии и Франции создать некое общеевропейское правительство. Традиционными методами либеральную модель Европы уже не спасти. Евросоюз еще не развалился, как 20 лет назад Советский Союз. Но расширяться он вряд ли сможет и уже не станет тем глобальным игроком, которым он мечтал стать после падения Берлинской стены.

Иными словами, США уже не являются для европейцев таким же надежным партнером, как прежде. А Вашингтону, в свою очередь, не нужен слабеющий Брюссель. На исходе первого президентского срока Дмитрия Медведева стоит пожалеть об упущенном шансе создать стратегический альянс Западной и Восточной Европы. Медведев развил эту идею в ходе своего визита в Германию в июне 2008 года. Однако тогда ему дали понять, что слабая Россия Евросоюзу не нужна. Европейцы не проявили в этом случае дальновидности. На будущие глобальные вызовы, такие как изменение климата, нехватка ресурсов, миграция, энергетическая безопасность и нераспространение оружия массового уничтожения, Старому Свету не ответить, не опираясь на помощь, не учитывая интересов России.

На Ярославском форуме, который проходит в эти дни, должно быть озвучено предложение о создании нового «мирового правительства» по схеме G3: США, объединенная Европа (с Россией) и Китай. Фактически речь идет об объединении Трансатлантического альянса с Шанхайской организацией сотрудничества. Думаю, только таким образом удастся стабилизировать стремительно становящийся мультиполярным мир.

Автор — директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике

Комментарии
Прямой эфир