Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Одним законом о госзакупках коррупцию не искоренишь»

О том, когда будет принят закон «О Федеральной контрактной системе» и что будет с 94-ФЗ,который сейчас регулирует госзакупки, «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Алексей Лихачев
0
«Одним законом о госзакупках коррупцию не искоренишь»
фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина 1 сентября презентовала проект закона «О федеральной контрактной системе», который еще до официальной публикации стал поводом для ожесточенных дискуссий между министерством и Федеральной антимонопольной службой. Министерство хочет, чтобы этот закон заменил многострадальный 94-ФЗ, регулирующий госзакупки. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает публиковать планы закупок на год, регулировать все циклы от обоснования цены и размещения до контроля за исполнением. Основной процедурой проведения торгов станет конкурс, а снижение цены больше, чем на 25%, будет считаться демпингом. О том, когда будет принят закон и что будет с 94-ФЗ, «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Алексей Лихачев.

— Алексей Евгеньевич, вам все-таки удалось решить споры с ФАС?

— Обсуждения с ФАС законопроекта «О федеральной контрактной системе» еще не было. Документ поступил в ФАС одновременно с тем, как был представлен министром широкой общественности 1 сентября. Если опираться на то, как ФАС обозначала свою позицию до этого, то, конечно, идеология Федеральной контрактоной системы очень отличается от видения развития госзакупок антимонопольщиками.

Идеология ФАС — экономия бюджета. Они считают победой государства и общества над жуликами ситуацию, когда на открытом аукционе начальная цена была, скажем, 10 млн рублей, а на электронном аукционе победила компания, которая предложила цену 2 млн рублей. Они считают, что эти 8 млн рублей, возвращенные в бюджет, — признак эффективных госзакупок.

Нас такая «экономия», наоборот, беспокоит. Они уверены, что есть такие товары, работы или услуги одинакового качества, цена которых при этом различаются в несколько раз. Но этого просто не бывает. Необходимо определить, что именно, какого качества должно быть приобретено, выяснить, сколько это может стоить, и только потом проводить процедуру определения исполнителя. И лучше всего, если это будет процедура открытого конкурса, где мы, взвешивая значимость критериев, — цены, потребительских качеств, сроков гарантии или сроков поставки — напишем формулу оценки заявок, а потом адекватно определим победителя.

— Говорилось, что 94-ФЗ просто вольется в Федеральную контрактную систему. Но на презентации об этом речь не зашла. 

— Сферу применения 94-го закона Федеральная контрактная система, конечно, поглотит. Но сам закон должен прекратить существовать. В ФКС мы берем из 94-го закона действительно неплохо прописанные отдельные нормы, например электронные аукционы и открытые конкурсы, но с учетом изменения веса критерия цены, ряд других апробированных положений. Мы как бы вытаскиваем из этого закона некоторые кирпичики, добавляем много своих и строим принципиально новое здание. Например, главной новацией 94-ФЗ в свое время была публичность: вывешивание на сайт документации, заявок, протоколов. Мы не только сохраняем, но и расширяем одновременно эту норму, публикуя на сайте в открытом доступе и стадию планирования, и стадию закупок, и, главное, приемку результатов.

— Не станет ли, например, возможность выбора процедуры заказчиком поводом для коррупции?

— Одним законом о госзакупках коррупцию не искоренишь. Но наш закон точно не может спровоцировать ее всплеск. Следует понимать, что заказчик все же ничего не выбирает по своему усмотрению. Есть конечный список условий, при которых заказчик вправе отступить от процедуры открытого конкурса и провести, например, двухэтапный конкурс. И применение другой процедуры, даже если ситуация подпадает под установленные законом критерии, он обязан обосновать публично.

Логика нового закона такая: заказчик должен сначала показать, что он собирается покупать и по какой цене, обосновать способ выбора исполнителя, показать все это обществу и получить одобрение, а затем выбранным способом провести все конкурсные процедуры. Есть система управления контрактными рисками, возможность заказчика взаимодействовать с исполнителем в ходе исполнения контракта. Главное, заказчик будет обязан предъявить обществу конкретный результат.

— Как определяется ответственность заказчика? Будут ли увеличены штрафы по КоАПу?

— Мы, естественно, нарабатываем ряд поправок и в Административный, и в Уголовный кодексы. Здесь у нас с ФАС похожие подходы. Уголовное наказание и сейчас есть, только состав преступления очень сложно формулировать. Мы планируем внести предложения о поправках в УК и КоАП одним пакетом с законом.

— Как вы будете решать вопрос с заказом люксовых и непрофильных товаров?

— Планирование обеспечения государственных нужд и планы закупок введены, чтобы соответствие закупки реальной нужде вскрывалось сразу на этапе планирования еще в начале текущего года. Это может сделать и общественный контролер, и профессиональное сообщество.

Крайне важен вопрос нормирования закупок для обеспечения внутренних нужд государственных и муниципальных заказчиков. Но это все-таки предмет не регулирования закона, а подзаконных актов.

В таком подзаконном акте должно быть прописано, что, например, заместитель министра и ниже имеет право на служебный автомобиль не выше указанной стоимости. Мы вместе с Минфином готовим ряд документов, регулирующих конкретные нормы, думаю, что они будут рассмотрены параллельно с принятием закона.

— Решена ли проблема с тем, что большая часть заказов появляется в конце года из-за того, что Минфин распределяет деньги неравномерно?

— Действительно, существует практика, когда значительные бюджетные средства доходят до заказчика во втором полугодии, а то и в IV квартале. Бороться этим можно только двумя способами. Первый — четко установить, что основные объемы средств заказчики должны получить, скажем, до сентября. Другой вариант — принятие решения о «переносе остатков» бюджетных средств на будущий год.

— Когда можно ожидать внесения законопроекта в правительство?

— Мы исходим из того, что в течение месяца нужно провести общественную дискуссию по ключевым точкам закона. Еще месяц потребуется на проведение официальных межведомственных согласований. Подчеркну, что окончательное слово по содержанию закона и срокам внесения — за правительством.

 «Известия» также попросили прокомментировать законопроект, вызвавший споры между ведомствами, начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаила Евраева:

— У нас негативное отношение к данному законопроекту. Он приведет к развалу системы государственного заказа в стране. Если он будет принят, это будет означать не только полную деградацию всей системы, но и резкий рост коррупции. Предлагается перечеркнуть все, что сделано за последние пять лет.

Кроме того, Минэкономразвития хочет отменить более 30 подзаконных актов правительства и принимать их заново. Полностью исключаются правила работы в данной сфере. Речь идет о том, что заказчик сможет произвольно выбирать участника, выставлять требования, изменять условия контракта по соглашению сторон, в одностороннем порядке расторгать его. Права предпринимателей по защите своих прав и обжалованию действий заказчиков урезаются, потому что от самой процедуры обжалования мало что осталось.

Официальный российский портал предлагается заменить, то есть по сути ликвидировать действующий сейчас общественный контроль. Давайте отменим правила дорожного движения в стране, а вместо него сделаем общественный совет, который будет следить за тем, чтобы все ездили нормально. Сейчас вы можете зайти на сайт и увидеть все документы, общественность мониторит закупки, пишет о самых скандальных, их отменяют — это и есть контроль, а не совет экспертов. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...