Россияне прогуляли $6 млрд
Российские путешественники больше не ограничивают себя во время поездок, чем запомнились кризисные 2008 и 2009 годы. Как подсчитали специалисты платежной системы Visa, в 2010 году наши соотечественники потратили, расплачиваясь банковскими картами, более $5,8 млрд, что на 36% больше, чем годом ранее.
Традиционно самым разорительным временем стал бархатный сезон. В августе было потрачено $644 млн. Ударно прошли и новогодние каникулы. В январе туристы оставили за границей $535,8 млн.
Сильнее всего кошельки россиян пустели в Италии, США и на Украине. В Италии гости из России потратили $577 млн (на 39% больше, чем в 2009 году), из них больше половины — $348,3 млн — ушло на шопинг.
Расходы российских туристов на Украине выросли в 2010 году на 39%, до $442,9 млн, а в США — на 42%, до $438 млн. Причем в этих странах львиная доля расходов россиян пришлась на покупку авиабилетов и аренду автомобилей.
Любят россияне и дополнительные скидки и бонусы. Например, в общих расходах наших туристов 15% приходится на оформление покупок по системе tax free. Больше нас любят эти магазины жители Китая — через возврат налогов прошло 17% потраченных средств.
Все заграничные расходы россиян (с учетом наличных) в 2010 году выросли на рекордные 26% после спада на 13% в 2009 году — такие данные приводит Всемирная туристcкая организация при ООН.
Щедрость россиян за границей можно объяснить восстановлением рынка, говорят эксперты.
— В 2010 году турпоток вырос на 18%, выросли и цены. Вот и вся математика, — полагает главный аналитик Ассоциации туроператоров России (АТОР) Геннадий Боровиков.
С таким предположением согласны в Visa. «Число транзакций по картам российских туристов за рубежом увеличилось на 43%, вероятно, в связи с улучшением состояния экономики по сравнению с 2009 годом», — говорится в отчете компании.
Но есть и иное, причем более вероятное объяснение. Финансовые аналитики говорят о том, что просто все больше россиян стало пользоваться банковскими картами, в том числе кредитками. Получить их стало существенно проще, чем полноценный кредит.
— Совокупный портфель кредитных карт за первое полугодие 2011 года по сравнению с началом 2010-го вырос на 26,1% и достиг 287 млрд рублей, — отмечает аналитик компании «Олма» Руслан Юнусов. — Банки начинают отдавать предпочтение кредитным картам как каналу кредитования населения. При этом растет и объем просроченной задолженности по данному кредитному инструменту. Сейчас он может составлять 7–9% от совокупного кредитного портфеля.
Сорить деньгами россияне продолжают и в этом году. По оценке аналитиков Ситибанка, в первом полугодии объем зарубежных платежей российских туристов достиг уровня докризисного 2007 года.
Траты на гостиницы выросли на 22%. Любимой статьей расходов по-прежнему остается покупка одежды и обуви за рубежом (первое место после оплаты гостиницы и почетные 15% от общего объема трат). Особенно много путешественники оставляют в этом году в магазинах Италии и Великобритании. В число лидеров среди стран по объему платежей входят также США (16% от общего объема трат), Италия (11%), Великобритания (8%), Франция (9%) и Испания (4%).
Что интересно, в этом списке нет самых популярных у россиян стран — Турции, Китая и Таиланда. За первое полугодие, по данным Росстата, в этих трех странах побывало 2,2 млн жителей России, но ездят в эти страны в основном с наличными.
— В таких странах, как Турция и Египет, очень своеобразная торговля. Там часто нет фиксированных цен, можно торговаться, и сами продавцы предпочитают наличные. Поэтому с кредитными картами туда не ездят, — объясняет доцент НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова.
Другое дело Европа и США, там пластиковые карты используют намного чаще. Но, по оценкам экспертов, на «безнал» в расходах туристов приходится максимум 25%. Соответственно, в целом за границей россияне могли оставить в 2010 году более $20 млрд.