Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Булгария» утопила туристическую отрасль

После гибели теплохода спрос на водные путешествия резко упал. Судовладельцы вынуждены повышать цены
0
«Булгария» утопила туристическую отрасль
фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Круизная компания «Инфофлот» направила президенту России письмо с просьбой поддержать речной туризм на плаву. После гибели «Булгарии» спрос на этот вид отдыха резко упал, рейсы массово отменяются, навигация этого года закончится досрочно. При таких условиях следующий судоходный период может быть и вовсе сорван. Или речники будут вынуждены задрать цены и работать только для иностранцев и олигархов.

— Речной транспорт — самые безопасный, — утверждает председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин. — Машины бьются, самолеты падают, поезда сходят с рельсов, а до «Булгарии» авария была 28 лет назад — в 1983 году теплоход «Суворов» на Волге врезался в мост. Но все говорят только об одном: дряхлые суда, отсутствие контроля, жадные судовладельцы.

В результате этой общественной паники, говорит Соснин, речники несут колоссальные убытки. По его словам, практически каждая компания на российском рынке сняла треть теплоходов с маршрутов.

— Спрос падает, — замечает Соснин. — Особенно провальным получился сентябрь. И если длинные рейсы еще набираются за счет постоянных клиентов, то продажи на короткие — ознакомительные — почти свернуты. Теплоходы дохаживают последние рейсы, хотя раньше круизы продолжались до середины октября и даже ноября.

У «Инфофлота» мрачные прогнозы: падение спроса приведет к тому, что судоходные компании не смогут выделить достаточное количество средств на ремонт судов, содержать постоянные экипажи. В итоге в навигацию 2012 года некоторые суда не выйдут из затонов. А сама отрасль через 2–3 года окажется на грани гибели.

 Однако не все речники настроены столь пессимистично.

— Проблема существует, продажи упали, но говорить о катастрофе рано, — считает управляющий компании «Агентство круизных путешествий» Игорь Смолин. — Думаю, восстановимся потихоньку к следующему сезону. Большинство теплоходов хоть и не являются новыми, но вполне работоспособны. Иностранцы как путешествовали по рекам России, так и путешествуют. У них принято доверять туроператору. И если уж им продают круиз — значит, он безопасный.

В компании «Технотур» речи о гибели отрасли не ведут, но считают, что серьезных структурных изменений не избежать.

— Число отмененных рейсов перевалило за несколько десятков, — рассказал «Известиям» директор компании «Технотур» Вячеслав Дерягин. — В такой ситуации ряд операторов и теплоходов уйдут с рынка, предложение уменьшится, и, следовательно, возрастет стоимость круизов. Речные путешествия станут недоступными для потребителя со средним достатком. Отдых станет более элитарным.  

Речные круизы до недавнего времени были востребованными, а отрасль, по меркам специалистов, — даже уникальной. Только здесь, по данным Ростуризма, самый большой процент так называемых возвратных туристов — тех, кто, совершив один раз путешествие, возвращается вновь и вновь. В России, по данным Минспорттуризма, работает около 200 теплоходов, ежегодно совершающих примерно 1,8 тыс. речных круизов. Финансовый оборот в этом виде туристического бизнеса составляет более 2 млрд руб., в госбюджет с «реки» поступает около 200 млн руб. в год.

Однако большинство речных судов уже давно устарели. В Архангельске, к примеру, до трагического происшествия на Волге ходил столетний «Николай Гоголь». Если в 1990 году российский речной флот состоял из 1,7 тыс. пассажирских судов, к 2010 году он сократился до 619.

Строить новые корабли в России невыгодно и негде. Износ оборудования цехов судостроительных заводов составляет около 75. Из 143 судов, построенных за последние 10 лет для российских судоходных компаний, только 17 «сделаны в России». 

В компании «Инфофлот» уверены, что исправить ситуацию с речным флотом России может только государство. Поэтому предложили президенту в первую очередь помочь в пропаганде речных круизов: проводить мероприятия государственного уровня на речных судах и создать телепередачи, посвященные путешествиям по российским рекам. Предлагается также рассмотреть вопрос о создании программы льготного кредитования строительства речного круизного флота.

Ждать ответа от президента придется как минимум месяц. Все это время речники и сами думают, как остаться к следующему году на плаву.

— Мы хотели снизить стоимость круизов и сыграть на их количестве, но, по всем расчетам, не получается — это низкорентабельная отрасль, совсем прогорим, — продолжает Александр Соснин. — Будем рекламировать речные круизы в складчину, будем трудиться так качественно и безупречно, чтобы турист был уверен в своей безопасности. Мы готовы к массовым и ежедневным проверкам рейсов. Лишь бы клиенты вернулись.  

В Федеральном агентстве по туризму опасения речников разделяют и заявляют о необходимости межведомственного сотрудничества.

— И до трагедии речники не раз заявляли о своих трудностях: не строятся новые суда, нет квалифицированных кадров, устарела вся инфраструктура флота. Нет худа без добра: не случись катастрофа, не заметили бы вновь наболевших проблем речного флота, — сообщил «Известиям» руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев. — Сейчас власти и бизнесу необходимо предпринять консолидированные шаги. В Ростуризме поддерживают данное обращение и, в свою очередь, готовы к решению проблемы вместе с Минтрансом и Ространснадзором. Мы верим, что навигация следующего года состоится.

Комментарии
Прямой эфир