Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Япония ввела санкции против 11 физлиц и 42 компаний из России
Общество
Эксперт рассказал про компенсацию за сверхурочную работу
Экономика
Эксперт объяснил рост доли расчетов в нацвалютах между РФ и Вьетнамом
Спорт
Сборная Испании обыграла итальянцев в матче Евро-2024
Общество
Стала известна причина массовой гибели тюленей в Мурманской области
Общество
СК собрал доказательства планов нацистов истребить советский народ
Армия
БРК «Бал» в рамках учения Тихоокеанского флота выполнят электронные пуски ракет
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили опорный пункт ВСУ на ореховском направлении
Армия
Экипаж ТОС-1А «Солнцепек» нанес удары по позициям ВСУ на харьковском направлении
Общество
Организаторы раскрыли имена хедлайнера и ведущих «Алых парусов – 2024»
Происшествия
Пожар произошел в результате падения БПЛА на территории НПЗ на Кубани
Культура
Посещение выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» будет бесплатным
Мир
В ФРГ открыли экспозицию к юбилею освобождения Белоруссии от нацистской оккупации
Общество
В Госдуме разъяснили индексацию пенсий для работающих пенсионеров
Общество
ФСБ задержала жителя Приморья за публичные призывы к захвату власти
Армия
Генконструктор нового десантного корабля «Кайман» рассказал о его особенностях
Происшествия
В Краснодарском крае в результате атаки БПЛА пострадали четыре человека

Сохранит ли Россия Северный морской путь

Дания претендует на близкую к российской экономической зоне часть Арктики
0
Сохранит ли Россия Северный морской путь
фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МИД Дании объявил, что готов предоставить в ООН документы, подтверждающие права королевства на ряд нефтеносных районов Арктики. «До конца 2014 года королевство намерено представить в Комиссию ООН документы, подтверждающие исключительные экономические права на часть Арктического континентального шельфа», — гласит выдержка из Арктической стратегии Дании, размещенной накануне на официальном сайте МИДа страны.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву страны с доступом к Северному Ледовитому океану могут объявлять район, который простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф — это продолжение ее материковой территории. Согласно выводам датских ученых, хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, является продолжением Североамериканской и Гренландской тектонических плит.

Этот же хребет Ломоносова сейчас исследует научное судно «Академик Федоров» в сопровождении атомохода «Россия». На основании полученных данных свою заявку в ООН планирует сформировать Россия, также претендующая на дополнительные акватории в Ледовитом океане.

— Действия Дании могут резко обострить вопрос о статусе Арктики, — прокомментировал ситуацию Алексей Фененко из Института проблем международной безопасности РАН. — Кроме всего прочего эта страна наравне с Канадой претендует и на географическую точку Северного полюса. До последнего времени она оставалась нейтральной, но ситуация может измениться.

По словам ученого, позиция Дании ставит под вопрос и статус Северного морского пути. Дело в том, что хребет Ломоносова практически упирается в российские Новосибирские острова. Таким образом, исключительная экономическая зона королевства может распространиться и на районы, которые пересекают транзитные маршруты. Сегодня Севморпуть монопольно контролирует Россия. «В соответствии с международными нормами моря, где ледовый покров держится более шести месяцев, регулируются правилами прибрежного государства», — пояснил «Известиям» замдиректора НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов.

Севморпуть сегодня пользуется все большей популярностью среди судовладельцев. Это альтернатива Суэцкому каналу для грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Европу. Проход через Суэцкий канал чреват опасностями из-за пиратства в Индийском океане, а Северный морской путь все больше доступен из-за уменьшения арктического ледового покрова в последние десятилетия.

  — После мощного спада грузопотока в 90-е мы наращиваем темпы судовождения, — рассказал «Известиям» начальник управления перспективного развития Атомфлота Владимир Арутюнян. — С начала лета по маршруту Северного морского пути транзитом прошли уже семь судов. Еще четыре находятся на трассе. И до конца навигации ожидается проход как минимум шести транзитных караванов.

Севморпуть к тому же значительно короче трассы через Индийский океан. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути около 14,3 тыс. км, в то время как через Суэцкий канал — 23,2 тыс. км. Из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по Севморпути — 12 тыс. км, через Суэц — 20,5 тыс. км. Такая разница в расстояниях экономит судам по 10–13 дней хода и обеспечивает экономию до $300 тыс. на каждом рейсе.

 — На хозяйственную деятельность в Арктике претендуют не только страны, граничащие с регионом, — объясняет ситуацию заведующий отделом Канады Института США и Канады Василий Соколов. — Например, свои планы в регионе имеет такая «северная» страна, как Малайзия. У Китая на Шпицбергене уже действует своя метеостанция.

По мнению Соколова, в конце концов Арктика будет принадлежать не тому, кто раньше подал заявку в ООН, а кто будет вести в ней активную экономическую деятельность.

Комментарии
Прямой эфир