Свидетель по делу Политковской ждет ареста
В четверг, 25 августа Басманный райсуд Москвы будет решать вопрос об аресте бывшего оперативника столичного ГУВД Дмитрия Павлюченкова. Следствие по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской теперь считает его организатором преступления. Следствию также известен и заказчик убийства, но его имя пока не озвучивается. Другие фигуранты этого дела говорят, что Павлюченков уже давно попал под подозрение следствия, но его не трогали до тех пор, пока он был ценным свидетелем.
Алексей Михальчик - адвокат и близкий знакомый Сергея Хаджикурбанова — одного из бывших
фигурантов дела Политковской, утверждает, что он одним из первых заподозрил Павлюченкова в причастности к убийству журналистки.
- Я уже давно пришел к выводу, что Павлюченков имеет прямое отношение к этому
преступлению и не раз говорил об этом следователям, - рассказывает Алексей Михальчик. - Павлюченков знал все детали и
обстоятельства убийства, отлично ориетировался в милицейской системе и мог легко создать
любую проверяемую для следствия версию о виновности других лиц, в том числе и
моего подзащитного.
По мнению адвоката, Павлюченков был выгоден сыщикам, потому что убийство известной журналистки вызвало громкий резонанс, сроки расследования поджимали и следствию нужны были быстрые внешние результаты.
- Павлюченков давал такие результаты своими показаниями, поэтому мои подозрения следователям были невыгодны. Они, видимо, понимали, что если начнут под него копать, он замолчит, - полагает адвокат.
Павлюченков некогда служил в оперативно-поисковом управлении столичного ГУВД — одном из самых засекреченных подразделений московской милиции. Оперативники этого подразделения имеют документы прикрытия: удостоверения журналистов, детективов, сотрудников ЧОПа и госучреждений. В таком образе милиционеры могли свободно выполнять "коммерческие " заказы. Например, организовать слежку за супругами или конкурентами бизнесменов.
Следствие выяснило, что Павлюченков имел обширный круг знакомств среди силовиков и криминальных авторитетов, в который входили оперативник столичного УБОПа Сергей Хаджикурбанов (проходил подозреваемым по делу Политковской, но был оправдан), экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев, сотрудник УФСБ Москвы Павел Рягузов. Следователи считают, что фактически это была группа "решальщиков", которую курировал Хаджикурбанов.
Вскоре Хаджикурбанов угодил в тюрьму, а его место занял Павлюченков. Он назанимал денег у бизнесменов и криминальных авторитетов за решение различных вопросов, но выполнить обещания так и не смог. В частности, по показаниям Шамиля Бураева, Павлюченков получил $25 тыс. для досрочного освобождения Хаджикурбанова, но деньги присвоил. Когда Хаджикурбаев вышел из тюрьмы, недовольные "клиенты" стали высказывать ему претензии. Осенью 2006 года он стал требовать от Павлюченкова вернуть общий долг в $350 тыс. В разгар конфликта, 7 октября, в Москве была убита Анна Политковская.
После убийства Павлюченков отправился в Следственный
комитет и дал показания против своих подельников. Он заявил, что Хаджикурбанов вымогает у него деньги, а также дал ему поручение организовать слежку за Политковской. Павлюченков предположил, что его приятель был напрямую причастен к убийству журналистки.
По мнению адвоката Хаджикурбаева Алексея Михальчика, своими показаниями
Павлюченков решил две проблемы: сам ушел от уголовной
ответственности и свел счеты с кредиторами. Ему это удалось. В
феврале 2010 года Хаджикурбанова посадили на 8 лет за
вымогательство.
Теперь следствие считает, что именно Павлюченков получил заказ на это убийство Анны Политковской, разработал план, распределил роли, купил оружие и передал его киллеру - Рустаму Махмудову.
До сих пор непонятно, почему у следствие решило перевести Павлюченкова из свидетелей в разряд основных фигурантов только сейчас. Не исключено, что против Павлюченко начал свидетельствовать кто-то из его бывших подельников. Например, предполагаемый убийца Политковской - Рустам Махмудов, задержанный в июне в Чечне. Однако родственники журналистки в это не верят.
- Насколько я знаю, все фигуранты этого дела молчат, а их общая позиция такая: мы не имеем к этому делу никакого отношения, - рассказывает адвокат семьи Политковской Анна Ставицкая. - Если они дадут показания против Павлюченко, то фактически сыграют против себя. Мы думаем, что задержание Павлюченко - результат того, что у следователей накопились улики против него.
По словам адвоката, дети Поликовской - Вера и Илья - пока не торопятся праздновать победу, считают задержание промежуточным, а заявления Следственного комитета о том, что ему известен заказчик преступления - "пиар-ходом".
- Дети Анны будут довольны лишь тогда, когда все преступники окажутся на скамье подсудимых, - подчеркнула Анна Ставицкая.