Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Низкокачественного бензина точно станет больше

Но вот в том, что он будет дешевле, эксперты не уверены
0
Низкокачественного бензина точно станет больше
фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

К октябрю 2011 года чиновники должны приноровиться составлять прогнозные балансы спроса и потребления топлива в ближайшие четыре года, причем с разбивкой по его видам и классам, а также с учетом категорий реальных потребителей. Получается пока не очень.

Минпромторг и Ростехнадзор своих предложений в правительство еще не представили. Минэнерго представило, но их еще дорабатывать и дорабатывать.

Пока в Минэнерго прикинули будущее в двух вариантах — с бензином класса «Евро-2» и без него, рассказал «Известиям» источник в ведомстве. В первом случае рынок получит топлива больше: в 2012 году — на 1,7 млн т, в 2013-м — на 1,3 млн т, в 2014-м — на 100 тыс. т. Соответственно, весь рынок бензина в эти годы будет составлять 39,6 млн т, 41,1 млн т и 42,3 млн т.

Похожая картина получается и по солярке: в 2012 году — плюс 1,9 млн т, в 2013-м — плюс 3,4 млн т, в 2014-м — плюс 6,7 млн т. Всего дизельного топлива будет продано 76,5 млн т, 79,2 млн т и 83,9 млн т.

В Минэнерго уверены, что давняя мечта правительства обеспечить страну качественным топливом наконец-то сбудется в 2014 году. К этому моменту начнет приносить плоды модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Та самая, которую на совещании под председательством Владимира Путина в Киришах 8 июля было решено закрепить в виде юридически обязывающего соглашения крупнейших нефтяных компаний и тремя ведомствами — Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Ростехнадзором и Ростехрегулированием. Несоблюдение графика обернется для компаний штрафами.

Дефицит бензина и солярки многие регионы почувствовали в конце апреля. После проведенного расследования Минэнерго среди главных его причин назвало невыполнение нефтяными компаниями планов модернизации своих НПЗ. Вместо заявленных инвестиций в размере 263 млрд рублей в 2008–2010 годах было освоено 82 млрд рублей, или на 31% меньше. В результате после введенного с 1 января 2011 года запрета на продажу на АЗС топлива 2-го класса нефтяные компании просто не смогли предложить ему замену.

Европа давно использует топливо и двигатели высокого экологического класса «Евро-5». Там это не только способ сократить вредные выбросы в атмосферу, но и зарекомендовавший себя способ подтолкнуть вперед модернизацию промышленности. Но в нашей стране все не так однозначно. Переход на класс 2 для дизельных топлив и на класс 3 для автобензинов обеспечивает значительное снижение выбросов окислов серы при относительно небольших затратах, предупреждали профессора Константин Рудяк и Владимир Голубев. Но уже переход к классу 4 снижает выбросы всего на 10–15 %, зато требует двукратного роста инвестиций в переработку нефти и производство двигателей. Для покупателей это оборачивается ростом цен на автомобили и бензин.

К тому же четверть используемых в стране грузовых машин и автобусов и 8% легковушек рассчитаны на заправку бензином Аи-80. Каждый третий легковой автомобиль у нас старше 15 лет — значит, рассчитан на заправку максимум топливом «Евро-2». Между прочим, в том же Евросоюзе прямого запрета на оборот низкооктанового бензина нет. В Германии на 91-й до сих пор приходится около 10% продаж топлива. В США 92-й бензин составляет 80% в топливном балансе.

Чем же обернется продление оборота бензина и солярки «Евро-2» для жителей России? Нехватка топлива точно уйдет в прошлое, уверены эксперты. Прогнозировать изменение цен гораздо сложнее, но и тут есть шансы на их падение.

«Без «Евро-2» на рынке получается дефицит, и это давит цены вверх. Как только дефицит ликвидируют, причины роста цен исчезнут. Топливо уже не будет таким дорогим, — полагает вице-президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса Антон Карпов. — Для людей очень хорошо иметь возможность выбирать между более дешевым топливом «Евро-2» и более дорогим. Лично я куплю то, которое дешевле. Двигатели прекрасно справляются со 2-м классом».

Однако одновременно с «возвращением» топлива 2-го класса предполагается увеличить на него акцизы, напоминает директор по развитию информационного центра «Кортес» Павел Строков. По задумке чиновников, это сделает его продажу менее рентабельной и подтолкнет нефтяные компании к переходу на более чистое топливо.

«Это означает, что бензин «Евро-2» и «Евро-3» будeт стоить примерно одинаково, — говорит Павел Строков. — Как поведут себя цены через полгода, предсказать очень сложно. Но с 1 января 2012 года к ценам на заправках точно прибавится 1,18 рубля за литр. Этот тот самый акциз в 1 рубль плюс НДС в 18%, которые идут на пополнение дорожных фондов».

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...