Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Румынский «Кролик» претендует на швейцарского «Леопарда»

64-й кинофестиваль в Локарно стал беспрецендентным по количеству знаменитостей
0
Румынский «Кролик» претендует на швейцарского «Леопарда»
кадр: блог sennhausersfilmblog.ch
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Будешь ли ты любить и кормить меня, когда мне исполнится шестьдесят четыре?» — когда это пели «Битлз», казалось, что шестьдесят четыре — очень серьезный возраст.  Именно столько в этом году исполнилось фестивалю в швейцарском городе Локарно. Но локарнский «Леопард» — официальный символ фестиваля — решил не взрослеть. Так, во всяком случае, сформулировал его кредо нынешний программный директор Оливье Пер: «Быть самым маленьким среди больших и самым большим среди маленьких фестивалей».  И это не от невозможности первенствовать, а скорее от отсутствия необходимости бороться за право на жизнь.

Свое место под фестивальным солнцем «Леопард» нашел в великолепном городке на берегу озера Лаго-Маджоре в окружении лесистых гор. К тому же «Леопард» сказочно богат: бюджет нынешнего фестиваля — 13 млн сильно подорожавших в последнее время швейцарских франков. Бывшие и нынешние руководители Локарно, от Морица де Хадельна (впоследствии — легендарный директор Берлинале) до Марко Мюллера (директор Венецианского кинофестиваля), всегда принадлежали к фестивальному Олимпу. Оливье Пер здесь уже второй год и призван с каннского «Двухнедельника режиссеров». Позиция маленького среди больших в прежние годы позволяла Марко Мюллеру пренебрегать мейнстримом и привечать авторское кино. Так же начинал и Пер, но, как говорят, в прошлом году старшие товарищи (курирует Локарно солидный швейцарский МИД), объяснили, что без звезд первой величины фестивалю нельзя.

И по количеству знаменитостей 64-й стал беспрецедентным. «Невозможно, чтобы важнейшие фестивали ориентировались только на художественные качества фильмов. Они должны думать и о кинорынке», —  послушно ответил Пер и включил в программу комикс «Ковбои против пришельцев», а Харрисону Форду вручил «Почетный приз за карьеру». И это была далеко не единственная награда подобного рода: золотые «Почетные Леопарды» в этом годы сыпались на Пьяцца Гранде, центральной киноплощадке фестиваля, как из рога изобилия. Их получали продюсер Майк Медавой, «плохой лейтенант» американского кино Абель Феррара, немецкий актер Бруно Ганц, Изабель Юппер и Клаудия Кардинале. Разлива желчи у критиков по поводу слабого конкурса, который оказался в тени этого звездного великолепия, не наблюдалось.

Ругать конкурс и правда не хочется, хотя и хвалить особо не за что. По-настоящему хорош, пожалуй, только  румынский фильм «Кролик. Путь за пределы бытия» режиссера Анки Дамиен. Это история жизни румынского челнока, рассказанная им самим, вернее, его душой, пребывающей в мире ином.

Клавдия по прозвищу Кролик посадили в Польше по ложному обвинению в воровстве €500. Кролик объявил в тюрьме голодовку и, не услышанный никем, умер голодной смертью на чужбине. Постфактум эта история получила громкую огласку. Документалист Анка Дамиен услышала голос заморенного до смерти человека и нарисовала его жизнь по жалким обрывкам бытия — нарисовала в прямом смысле, блестяще переведя в анимацию скупой жизненный сюжет. Прием, прежде использованный в известнейшей израильской картине «Вальс с Баширом» и позволяющий воскресить тех, кого уже нет на этом свете.

В распоряжении Анки оказалось 99 фотографий. Она побывала в тех местах, где страдал бедный Клавдий-Кролик, и за кадром рассказала его историю. Голос Кролику нашли удивительно достоверный — его озвучил румынский актер Влад Иванов. Документальные кадры переливаются в рисованные почти незаметно для глаза, и графическая анимация кажется просто видимым изображением невидимого, как и погибший Кролик — мира. Из этой судьбы мог получиться назидательный социальный фильм, но история вышла за пределы документа и прозвучала как высокая драма.

Тема бесправной жизни эмигрантов на территории благополучного Евросоюза звучала в конкурсной программе еще не раз — в голландском фильме «Среди нас» (режиссер Марко ван Геффен), в швейцарском  документальном исследовании «Специальный рейс» (режиссер Фернанд Мельгар) и, наконец, в итальянской картине «Семь актов милосердия» братьев Джанлуки и Массимиллиано Де Серио. В последней — в большей степени не как проблема пришельцев и монструозных маргиналов (в данном случае — молдаван), а как реальность, открывающая в самих итальянцах скрытые прежде качества.

Главный герой — тяжело больной старик, для которого встреча с девушкой из Молдавии становится  актом непротивления злу насилием. Испытание на милосердие, как говорят старцы, — последнее из воздушных мытарств: 80-летний Антонио не смог спасти девушку, но сумел простить за причиненное зло. В Италии, с ее особым отношением к старикам и вечным истинам, такие фильмы не редкость. И все же удивительно, что сняли картину совсем молодые режиссеры, которых, казалось бы, должны интересовать совсем иные проблемы. И если американский мейнстрим уже не первый год щелкает сюжеты про конец света как орешки и практически в каждой второй картине на землю что-то падает, то в Европе апокалипсис видится скорее в неразрешимости внутренних проблем.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...