Женщин с острова обижать не рекомендуется
Дебютный фильм корейского режиссера Джан Чхольсу — это кровавая и философская история о жизни двух женщин и смерти одного острова, который в финале тоже оказывается женщиной.
Типичная яппи из Сеула, сотрудница банка Хо Вон становится свидетельницей покушения, преступники угрожают ей расправой, и под воздействием стресса она начинает потихоньку «осатаневать» — срывается на коллег и клиентов. Начальник советует взять отпуск. Отдохнуть Хо Вон решает на маленьком острове, где когда-то гостила у дедушки и подружилась с местной девочкой Бок Нам. Подруга детства пишет Хо Вон письма и просит приехать. И вот столичная штучка с нежной кожей, в белом платье и на шпильках прибывает на остров, где жители разводят пчел, сажают картошку и не подозревают о существовании стиральных машин. Земля эта — классический символ оторванности от комфортной современной жизни и цивилизации.
Мужчины посасывают дурманящие листы какого-то растения, а женщины вкалывают в поте лица на поле и повторяют: «Мы здесь привыкли терпеть». Нравы тут тоже дикие: муж избивает Бок Нам, не скрывает измен и совращает маленькую падчерицу. Женщина терпит издевательства супруга, но только до тех пор, пока он в очередном приступе гнева не убивает ее дочь. Многострадальная Бок Нам с помощью серпа, кувалды и крепких зубов (экология на острове лучше, чем в мегаполисе) расправляется и с мужем, и со всеми своими соседями — теми, кто не позволял выдать злодея полиции и заставлял ее терпеть. «Дам обижать не рекомендуется», — гласит слоган фильма в русском переводе.
В финале Хо Вон возвращается в свою квартиру и читает письма, в которых подруга просит забрать ее в Сеул. Но уже поздно. В отчаянии она ложится на пол, и тут наконец становится понятно, почему к триллеру приставлено словечко «арт». Силуэт страдалицы красиво превращается в очертания острова. У него тоже печальная судьба — из местных жителей в родных местах остался только один человек, остальных переманил большой город.
История «осатанения» женщины — прямая отсылка к «Антихристу» Ларса фон Триера. Остров — аналог триеровского Эдема, первобытная среда, где в людях просыпаются кровожадные инстинкты. Размышления о том, кто является носителем природного зла (мужчина или женщина?), попытки постичь женскую энергетику (созидательная она или разрушительная?), борьба полов, сексуальные подтексты чуть ли не в каждой сцене — все это у Триера тоже было. Корейским вкладом в эту концепцию можно считать социальный поворот темы.
Показывая трагические судьбы двух героинь, режиссер исследует, как среда влияет на человек и влияет ли она на него вообще. Горожанка едет на остров в поисках пасторальной идиллии. Островитянка, в свою очередь, думает, что мегаполис, где женщина эмансипирована и независима, решит все ее проблемы. Классическая история про то, что лучше там, где нас нет. При этом режиссер убежден: осатанеть можно и на острове, и в городе. А все почему? Потому что везде есть люди, которые скрывают зло. Мало того, все они — наши соседи.
Мысль о тотальном проникновении зла в повседневную жизнь далеко не нова, и очередных усилий, потраченных на ее реализацию, искренне жаль. Впрочем, это лишь частное мнение критика, мечтающего о торжестве добра. А фильм «Осатаневшая» уже успел завоевать более десяти наград на международных киносмотрах и стал участником программы «Неделя критики» на Каннском фестивале-2010.