В центре Москве выступили народы Севера
В этом году форум посвящен культуре северных народов России и приурочен к Международному дню коренных народов мира. Фестиваль — кочующий, как и большинство северных этносов. Следующая остановка — Сочи.
Программа во всех городах одинаковая. Горловик Дима (так на профжаргоне называют артиста Дмитрия Сафьянова, владеющего техникой северного горлового пения) в меховой шапке поет и играет на национальных хакасских инструментах — чатхане, хомосе и ыхе. С помощью струн он воспроизводит звуки гор, степей и песни Deep Purple, под монотонные звуки читает отрывки из национального эпоса (этакий северный рэп). Дмитрий рассказывает посетителям фестиваля о том, как во время горлового пения давление поднимается до 200 и почему обладатель 40 коров по хакасским меркам — это бедняк.
Артисты с Чукотки танцуют с волчьими шкурами в руках. Мужчины из корякского фольклорного ансамбля «Ангт» (в переводе на русский — «праздник») ритмично бьют в бубен меховой палочкой, а девушки в национальных «комбинезонах» абрикосового цвета и меховых унтах отвечают на каждый звук движением. Костюмы, правда, не аутентичные, сшиты специально для концертов. Этнографическая точность вообще не во всем соблюдается: человек в корякской одежде может оказаться, например, чукчей. Зато в одном из коллективов танцует настоящий представитель вымирающего народа — кереков, сейчас их осталось всего восемь человек. Также на фестивале представлены культуры таких редких народностей, как кеты, саамы, юкагиры, алеуты, негидальцы, орочи, челканцы и ижорцы. Можно увидеть и ительменов, которые носят длинные черные волосы, за что их называют «русскими индейцами».
Из города в город кочуют не только артисты, но и их национальные дома — чумы. В Москве, правда, выставили только один — ненецкий.
— У ненцев есть два вида чумов: зимние (балки) и летние, — рассказывает артист с Таймыра Семен Явтунэ. — Раньше делали жилища из оленьей шкуры, но сейчас все чаще используют для этого брезент. Перемещаемся тоже по-современному — на снегоходах, но старики предпочитают оленей. Запрягают 5–6 голов, наряжаются и едут друг к другу в гости.
Внутри жилищ можно увидеть национальные украшения, которые делают северяне в свободное от оленеводства и рыболовства время, и попробовать копченой рыбки из северных морей (сочинцам, правда, уже не достанется, все съели москвичи). Также зрителям предлагают освоить азы ненецких танцев и встать в хоровод вместе с артистами.