Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Балет Фиделя выступил для гурманов

Кубинская труппа напомнила русским, как когда-то танцевали в императорских театрах
0
Балет Фиделя выступил для гурманов
сцена из балета «Гран па де Катр» в постановке Алисии Алонсо, фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гала-концертом на Новой сцене Большого театра танцовщики Острова свободы отметили 90-летний юбилей своей руководительницы — легендарной балерины Алисии Алонсо.

Советский Cоюз экспортировал в социалистическую Кубу не только ракеты и зерно, но и классический балет. Фиделю Кастро, посещавшему с визитами дружественных советских руководителей, нравились «Лебединое озеро» Большого театра и русские балерины.

Семена упали на подготовленную почву. На Кубе хорошо знали семью Алонсо — дочь гаванского ветеринара, балерину Алисию, ее мужа Фернандо и шурина Альберто. А также организованный ими в 1948-м «Балет Алисии Алонсо». Тем не менее до триумфа кубинского танца было еще далеко. Мужчины в трико и женщины на пуантах воспринимались в стране румбы экзотической редкостью. А сам балет Алисии был экспортирован из США, где балерина выступала в «Русском балете Монте-Карло» и «Американском балетном театре».

Неудивительно, что на философский вопрос «Известий»: «Что значит Фидель для кубинского балета?», сеньора с воодушевлением ответила: «Кубинский балет и есть Фидель».

В этом тезисе нет преувеличения. $200 тыс., выделенных лидером кубинской революции на «затравку», оказалось достаточно для раскрутки новой труппы. Затем последовала  солидная поддержка из госбюджета и организация бесплатной балетной школы. И в дальнейшем Фидель не оставлял Алисию своим вниманием, что породило слухи о их романтических отношениях. Ветераны приятельствуют до сих пор — балерина уже получила приглашение на празднование 85-летия команданте.

В 1960-е гаванский балет стал символом советско-кубинской дружбы. Да так успешно, что наряду с ромом, сигарами и Фиделем составлял притягательную картинку Острова свободы. На Кубу поехали российские педагоги, Алисия наведывалась с концертами в крупные города России, наши совершали ответные визиты. Однако пафос и экзальтированный романтизм советского балета не оказали на кубинского собрата ни малейшего влияния.

Скептики спросят: «А как же чернокожий Спартак — Карлос Акоста, зажигавший московскую и лондонскую публику в спектаклях Большого театра?» На это можно ответить, что Спартак он экзотический, но отнюдь не социалистический. Ни взрывной силы, ни агрессивного напора, свойственного отечественным кумирам. При мускулистой фактуре - кошачья мягкость, вкрадчивость и изящество. Все эти достоинства заложила школа Алисии.  Почитательница красоты ориентировалась на заветы своих русских педагогов — хранителей галантно-гламурных традиций императорского балета.

Возможно, поэтому кубинцы в ладах со старинной классикой и не дружат с современной  хореографией. «Лебедь» в исполнении красавца Алехандро Вирельсе и «Гром и молния» на музыку Штрауса, станцованный мужским трио, стали не нужным приложением к качественному классическому разделу. Зато романтический «Па де катр», фрагменты из «Волшебной флейты», «Лебединого озера», «Дон Кихота» и особенно «Коппелии» в отличном исполнении Янелы Пиньера и Осиеля Гунода выглядели очаровательно. Как будто открылась бабушкина шкатулка и повеяло ароматом исчезнувшего парфюма. Полузабытым ныне умением общаться друг с другом и публикой кубинцы также владеют отменно. И делают это без какого-либо наигрыша — просто потому что им нравится танцевать.

От российской стороны гостей приветствовали восторженно встреченные Светлана Захарова и Андрей Уваров, исполнившие фрагмент «Кармен-сюиты». Трепетного отношения к нюансам, которыми восхитили кубинцы, в технично-физкультурном танце наших звезд замечено не было. Как и высокой эротики, запрограммированной хореографом Альберто Алонсо и первой исполнительницей Майей Плисецкой. Говорят, во время репетиций «Кармен» Захарова спросила: «А за что, Майя Михайловна, этот балет запрещали? Я не понимаю». «И не надо, — ответила мудрая Плисецкая. — Танцуй, как чувствуешь». Так и станцевали.  

Под занавес кубинские артисты вывели на поклоны Алисию. «Я — как Алиса в Стране чудес», — сказала виновница торжества. В подтверждение чудес Владимир Васильев пригласил на сцену Азария Плисецкого, специально приехавшего в Россию для встречи с любимой партнершей. Затем последовали приветственные речи от Минкульта и продолжительная овация публики. Успокоил зал тот же Васильев: «Это только маленькая часть того, что они могли показать. Пусть приезжает вся труппа. Надеюсь, они меня не разочаруют…»

Комментарии
Прямой эфир