Эксперт Росречрегистра не хотел выпускать «Булгарию» в рейс
Эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов — большой аккуратист. И в своем карманном блокнотике он записал день, когда начал проверять теплоход «Булгария», — 9 июня 2011 года.
Вернувшись домой после осмотра, уставший Ивашов пожаловался жене Галине: «Замудохался я с этим судном. Ну надо же, какая команда
бестолковая — старшему механику всего 20 лет. Не могу выпустить их в рейс».
Но «Булгария» вышла в навигацию 14 июня и меньше чем через месяц утонула. Сейчас Ивашова обвиняют по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей») и ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Восемь претензий к «Булгарии»
В самой обычной трехкомнатной квартире в микрорайоне речников Нижняя Курья в Перми жена Галина и сын Александр теперь по крупицам пытаются восстановить события.
— Все происходит очень быстро: задержание, арест, теперь суд за судом, —
вздыхает Галина Ивашова, супруга эксперта. — Яков честный, законопослушный человек, а его в наручники заковали и на
всеобщее обозрение выставили. Даже свидания с ним не дают.
В карманном блокноте Ивашова на развороте страниц помечена дата — 9 июня. Именно в этот день, по словам Галины Ивашовой, дизель-электроходом стал заниматься ее муж — и осмотр продолжался до 14 июня. Ниже список из восьми пунктов — претензий.
— Видимо, это задачи, которые он ставил перед командой или собой, — предполагает Галина — разобрать надписи из-за почерка и профессиональных терминов непросто. — Вот, читаем: «Документы на круги, плоты, жилеты», … «сертификаты, паспорта», «…средства» , «… пожарных рукавов», «…исследовать спецкорридор». Дальше не могу разобрать. Надеюсь, специалистам эти записи будут более понятны.
Страницу о «Булгарии» Галина Ивашова скопировала и отправила адвокату в Казань. Вообще, Яков Трифонович не имел привычки говорить о работе с близкими, но о «Булгарии» проговорился.
— Муж буквально не вылезал с корабля: приходил в час-два ночи и в выходные там пропадал. Однажды, вернувшись в очередной раз ночью, уставший, не сдержался — говорит, что замудохался с этим судном и не может выпустить их в рейс. И только 14 июня он подписал акт. Не подмахнул не глядя, как теперь говорят, а честно отработал. И о каких взятках может идти речь? В нашей семье все честно трудятся: у меня 30 лет стаж, я врач-реаниматолог, сын — хирург. У нас с сыном зарплаты по 5 тыс. рублей, у Якова — 20 тыс. рублей. Ничего не нажили толком — есть только квартира и деревенская дача.
О трагедии с «Булгарией» Ивашовы узнали от коллег-речников.
—
Яков был на даче. Вечером нам домой позвонили с его работы. Срочно
вызвали его на службу. Но у него даже мысли не возникло, что он в чем-то
может быть виноват. Во-первых, он был уверен в своей работе,
во-вторых, прошел уже месяц после выдачи акта. А как нещадно
эксплуатировали «Булгарию» мы уже слышали по телевизору.
Днем 11 июля муж позвонил Галине Ивашовой и сообщил, что заедет домой, а потом — в Казань, разбираться с документами.
— Он выходит из казенной
«Волги», за ним два парня в хороших штатских костюмах. Прошли к нам в
дом. Сели. Яков стал собирать вещи: взял рубашку, ветровку, паспорт,
удостоверение — сложил все в холщовую сумку. Собрался за 10 минут. Я
даже не поняла, что его задерживают. А он и не сказал. На следующий день
Нургалиев по телевизору сообщил нам, что Яков задержан. Потом ему
разрешили позвонить. Сказал сыну одну фразу: «Я задержан», и всё.
Открытая защита
На этой неделе 40 пермских речников подписали в защиту Якова Ивашова открытое
письмо. Это было первое и
единственное после катастрофы публично выраженное мнение,
отличное от официального.
— Человек он отличный, — подтвердил «Известиям» один из подписантов главный штурман ОАО «Порт Пермь» Александр Овчинников. А вот эксперт— нудный.
Звучит почти как комплимент.
Яков Ивашов на речном транспорте с 18 лет. Начинал электриком, три года работал на аналогичном «Булгарии» дизель-электроходе «Александр Фадеев», еще 15 лет был электромехаником. У него два высших образования по речным специальностям — дипломы Горьковского института водного транспорта и Ленинградского института водного транспорта. Уже 21 год работает экспертом Росречрегистра, кроме того, имел допуск к экспертизе морских судов.
— У нас вот лежат четыре тома речного регистра, — рассказывает Галина Григорьевна. — Тут есть такая глава, где говорится, что если судно отходит от проверки регистра и ломается, пусть даже через километр, обязанность капитана — вызвать судоходную инспекцию, и она уже решает: либо судно отправлять обратно регистру, либо ремонтироваться своими силами. То есть, понимаете, можно провести такую параллель: все машины проходят техосмотр, а потом у некоторых автомобилей отказывают тормоза или рулевое клинит. В случае аварии отвечает тот, кто эксплуатирует машину, а не сотрудник ГИБДД, проводивший осмотр.
«Взять не мог, надавить могли»
На самом деле вопросов к эксперту множество. Например, почему Яков Ивашов так долго проводил экспертизу судна? Речники рассказывают, что обычно осмотр малых судов занимает несколько часов, а такого корабля, как «Булгария», — день, максимум два. Но никак не пять-шесть дней. Получается претензий к техническому состоянию у эксперта было предостаточно?
О том, что работа на дизель-электроходе шла трудно и медленно, говорят и ночные задержки эксперта на «Булгарии».
— Рабочий день регистра не нормирован, — пояснил «Известиям» Михаил Малашонок, экс-капитан теплохода «Н. В. Гоголь». — Судя по тому, что Яков Трифонович возвращался ночью, с утра команда пыталась устранить неполадки и вызывала его ближе к концу рабочего дня. Была бы толковая команда — тогда бы, вероятно, управились и раньше.
Подтверждается и то, что экипаж «Булгарии» был собран наспех.
— У Инякиной, арендатора судна, была очень плохая репутация, — рассказал «Известиям» один из волжских судовладельцев. — Все прекрасно знали, что она задерживает зарплату или вообще кидает людей на деньги. Поэтому к ней и не шли приличные специалисты. А капитану Островскому она задолжала крупную сумму. Вот и не мог он отказаться.
Почти все опрошенные коллеги и знакомые Якова Ивашова уверены: позариться на взятку этот человек не мог.
— Он старой закалки, это советский человек, а в СССР каленым железом приучали отвечать за свое дело, — продолжил судоволаделец. — А вот жестко надавить на Ивашова вполне могли.
Навигация речника год кормит. Судовладельцу выгодно, чтобы весь этот короткий срок суда эксплуатировались максимально активно, принося хозяину доход в виде арендной платы. Простой корабля — это очевидные финансовые потери.
— Настоящие хозяева «Булгарии», сдавшие в аренду судно, могли, как в лихие 1990-е, подослать своих смотрящих и объяснить «политику партии» дотошному эксперту. Либо повлиять через его руководство. Например, напомнить, что Якову Трифоновичу исполнилось уже 62 года и ему пора на покой. На нищенскую пенсию.
Как рассказал «Известиям» один из работников Камского регистра, эксперты до достижения пенсионного возраста — 60 лет — имеют бессрочный договор с работодателем. Работники старше 60 лет должны подписывать новый трудовой контракт ежегодно.
Отставки и увольнения на подходе
Сейчас во всех отделениях ФГУ «Росречрегистр» кипит следственная работа. В офисах госучреждения работают специалисты сразу трех прокуратур — Генеральной, транспортной и межрегиональной.
— Изучают документы, проводят опросы, осматривают суда, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в одном из филиалов проверяемого ведомства. — Но как идет проверка сейчас — отдельная история. Когда привлекаются специалисты, вопросов нет, а когда прокурорские работники пытаются освидетельствовать судно самостоятельно — это нонсенс. Все сводится к тому, что на судне, к примеру, не хватает двух спасательных жилетов. Потом выясняется, что капитан их то ли на склад сдал, то ли соседу подарил. А замечание пишется в адрес регистра и заносится в прокурорские отчеты. Отставки и увольнения на подходе — головы неминуемо полетят в Росречрегистре, Минтрансе, Федеральном агентстве водного и речного транспорта и Госморречнадзоре.
Хотя, возможно, Якова Ивашова просто пытаются сделать крайним — общественность ждет наказания виновных в гибели сотни людей.
—
Придраться можно к любому уже освидетельствованному судну: где-то
что-то можно упустить, где-то можно ошибиться — эксперт в горячую пору
инспектирует до 10 судов в день,— рассуждает один из коллег обвиненного
эксперта. — Любое судно может быть абсолютно годным на момент подписания
акта, а на следующий день к нему уже есть претензии — это техника. А
тут месяц прошел! В общем, формальный повод обвинить эксперта найти
всегда можно. И не сомневаюсь, к сожалению, что следствие причину
найдет.
«Муж не преступал закон»
Тем временем родные эксперта смирились даже с арестом Ивашова.
— Якову предъявили обвинение и оставили
сидеть в СИЗО. Но мы уже думаем, что так лучше для его безопасности.
Потому что отомстить за погубленные души такому злодею, каким его изобразили, желающие найдутся, — признается жена эксперта. — Тяжело лишь выносить эту травлю. Не могу проходить мимо газетных киосков, нет
сил смотреть телевизор. Это чудовищная трагедия, мы скорбим вместе со
всеми по погибшим. Но я уверена: мой муж не преступал закон.