Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Ряд кандидатов в ЕП от Франции исключил идею поставок ВСУ ракет для атак по России
Армия
Морпехи ТОФ из рембата рассказали об антидроновой защите «Царь-мангал»
Культура
В Москве вручили Национальную премию киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон»
Мир
В Австрии на территории виноделен нашли окаменелые останки трех мамонтов
Армия
В Госдуме заявили о страхе пленных украинцев возвращаться на родину
Армия
Экипаж ТОС-2 «Тосочка» разгромил взводные опорные пункты и живую силу ВСУ
Армия
ФСБ обнаружила схрон с оружием ВСУ в Артемовском районе ДНР
Мир
Мадуро заявил о вмешательстве Запада в заключение мирного договора между РФ и Украиной
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили три БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
Погранслужба ФСБ назвала число пропущенных через границу людей в 2023 году
Наука и техника
Ученые на основе ИИ создали систему поиска по древнерусским рукописям
Мир
Мексика осудила удар Израиля по лагерю беженцев в Рафахе
Армия
Артиллеристы-десантники орудием 2С9 «Нона-С» уничтожили группу пехоты ВСУ в ДНР
Общество
В Минобрнауки рассказали о росте числа студентов из стран Ближнего Востока и Африки
Спорт
Бывший вице-президент IIHF раскритиковал позицию сборной РФ в рейтинге
Армия
Военный эксперт рассказал о применении ВСУ безэкипажных катеров
Здоровье
Эндокринолог перечислила необходимые для здоровья женщины микроэлементы

Эксперт Росречрегистра не хотел выпускать «Булгарию» в рейс

«Известия» выяснили подробности того, как Яков Ивашов проверял затонувший теплоход
0
Эксперт Росречрегистра не хотел выпускать «Булгарию» в рейс
Яков Ивашов, фото: из семейного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов — большой аккуратист. И в своем карманном блокнотике он записал день, когда начал проверять теплоход «Булгария», — 9 июня 2011 года.

Вернувшись домой после осмотра, уставший Ивашов пожаловался жене Галине: «Замудохался я с этим судном. Ну надо же, какая команда бестолковая — старшему механику всего 20 лет. Не могу выпустить их в рейс». 

Но «Булгария» вышла в навигацию 14 июня и меньше чем через месяц утонула. Сейчас Ивашова обвиняют по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей») и ему грозит до 10 лет лишения свободы.

Восемь претензий к «Булгарии»

В самой обычной трехкомнатной квартире в микрорайоне речников Нижняя Курья в Перми жена Галина и сын Александр теперь по крупицам пытаются восстановить события.

— Все происходит очень быстро: задержание, арест, теперь суд за судом, — вздыхает Галина Ивашова, супруга эксперта. —  Яков честный, законопослушный человек, а его в наручники заковали и на всеобщее обозрение выставили. Даже свидания с ним не дают. 

В карманном блокноте Ивашова на развороте страниц помечена дата — 9 июня. Именно в этот день, по словам Галины Ивашовой, дизель-электроходом стал заниматься ее муж — и осмотр продолжался до 14 июня. Ниже список из восьми пунктов — претензий.

— Видимо, это задачи, которые он ставил перед командой или собой, — предполагает Галина — разобрать надписи из-за почерка и профессиональных терминов непросто. — Вот, читаем: «Документы на круги, плоты, жилеты», … «сертификаты, паспорта», «…средства» , «… пожарных рукавов», «…исследовать спецкорридор». Дальше не могу разобрать. Надеюсь, специалистам эти записи будут более понятны.

Страницу о «Булгарии» Галина Ивашова скопировала и отправила адвокату в Казань. Вообще, Яков Трифонович не имел привычки говорить о работе с близкими, но о «Булгарии» проговорился.

— Муж буквально не вылезал с корабля: приходил в час-два ночи и в выходные там пропадал. Однажды, вернувшись в очередной раз ночью, уставший, не сдержался — говорит, что замудохался с этим судном и не может выпустить их в рейс. И только 14 июня он подписал акт. Не подмахнул не глядя, как теперь говорят, а честно отработал. И о каких взятках может идти речь? В нашей семье все честно трудятся: у меня 30 лет стаж, я врач-реаниматолог, сын — хирург. У нас с сыном зарплаты по 5 тыс. рублей, у Якова — 20 тыс. рублей. Ничего не нажили толком — есть только квартира и деревенская дача.

О трагедии с «Булгарией» Ивашовы узнали от коллег-речников.

— Яков был на даче. Вечером нам домой позвонили с его работы. Срочно вызвали его на службу. Но у него даже мысли не возникло, что он в чем-то может быть виноват. Во-первых, он был уверен в своей работе, во-вторых, прошел уже месяц после выдачи акта. А как нещадно эксплуатировали «Булгарию» мы уже слышали по телевизору.

Днем 11 июля  муж позвонил Галине Ивашовой и сообщил, что заедет домой, а потом — в Казань, разбираться с документами.

— Он выходит из казенной «Волги», за ним два парня в хороших штатских костюмах. Прошли к нам в дом. Сели. Яков стал собирать вещи: взял рубашку, ветровку, паспорт, удостоверение — сложил все в холщовую сумку. Собрался за 10 минут. Я даже не поняла, что его задерживают. А он и не сказал. На следующий день Нургалиев по телевизору сообщил нам, что Яков задержан. Потом ему разрешили позвонить. Сказал сыну одну фразу: «Я задержан», и всё.

Открытая защита

На этой неделе 40 пермских речников подписали в защиту Якова Ивашова открытое письмо. Это было первое и единственное после катастрофы публично выраженное мнение, отличное от официального.

— Человек он отличный, — подтвердил «Известиям» один из подписантов главный штурман ОАО «Порт Пермь» Александр Овчинников. А вот эксперт— нудный.

Звучит почти как комплимент.

Яков Ивашов на речном транспорте с 18 лет. Начинал электриком, три года работал на аналогичном «Булгарии» дизель-электроходе «Александр Фадеев», еще 15 лет был электромехаником. У него два высших образования по речным специальностям —  дипломы Горьковского института водного транспорта и Ленинградского института водного транспорта. Уже 21 год работает экспертом Росречрегистра, кроме того, имел допуск к экспертизе морских судов.

— У нас вот лежат четыре тома речного регистра, — рассказывает Галина Григорьевна. — Тут есть такая глава, где говорится, что если судно отходит от проверки регистра и ломается, пусть даже через километр, обязанность капитана — вызвать судоходную инспекцию, и она уже решает: либо судно отправлять обратно регистру, либо ремонтироваться своими силами. То есть, понимаете, можно провести такую параллель: все машины проходят техосмотр, а потом у некоторых автомобилей отказывают тормоза или рулевое клинит. В случае аварии отвечает тот, кто эксплуатирует машину, а не сотрудник ГИБДД, проводивший осмотр.

«Взять не мог, надавить могли»

На самом деле вопросов к эксперту множество. Например, почему Яков Ивашов так долго проводил экспертизу судна? Речники рассказывают, что обычно осмотр малых судов занимает несколько часов, а такого корабля, как «Булгария», — день, максимум два. Но никак не пять-шесть дней. Получается претензий к техническому состоянию у эксперта было предостаточно?

О том, что работа на дизель-электроходе шла трудно и медленно, говорят и ночные задержки эксперта на «Булгарии».

— Рабочий день регистра не нормирован, — пояснил «Известиям» Михаил Малашонок, экс-капитан теплохода «Н. В. Гоголь». — Судя по тому, что Яков Трифонович возвращался ночью, с утра команда пыталась устранить неполадки и вызывала его ближе к концу рабочего дня. Была бы  толковая команда — тогда бы, вероятно, управились и раньше.

Подтверждается и то, что экипаж «Булгарии» был собран наспех.

— У Инякиной, арендатора судна, была очень плохая репутация, — рассказал «Известиям» один из волжских судовладельцев. — Все прекрасно знали, что она задерживает зарплату или вообще кидает людей на деньги. Поэтому к ней и не шли приличные специалисты. А капитану Островскому она задолжала крупную сумму. Вот и не мог он отказаться.

Почти все опрошенные коллеги и знакомые Якова Ивашова уверены: позариться на взятку этот человек не мог.

— Он старой закалки, это советский человек, а в СССР каленым железом приучали отвечать за свое дело, — продолжил судоволаделец. — А вот жестко надавить на Ивашова вполне могли.

Навигация речника год кормит. Судовладельцу выгодно, чтобы весь этот короткий срок суда эксплуатировались максимально активно, принося хозяину доход в виде арендной платы. Простой корабля — это очевидные финансовые потери.

— Настоящие хозяева «Булгарии», сдавшие в аренду судно, могли, как в лихие 1990-е, подослать своих смотрящих и объяснить «политику партии» дотошному эксперту. Либо повлиять через его руководство. Например, напомнить, что Якову Трифоновичу исполнилось уже 62 года и ему пора на покой. На нищенскую пенсию.  

Как рассказал «Известиям» один из работников Камского регистра, эксперты до достижения пенсионного возраста — 60 лет — имеют бессрочный договор с работодателем. Работники старше 60 лет должны подписывать новый трудовой контракт ежегодно.

Отставки и увольнения на подходе

Сейчас во всех отделениях ФГУ «Росречрегистр» кипит следственная работа. В офисах госучреждения работают специалисты сразу трех прокуратур — Генеральной, транспортной и межрегиональной.

— Изучают документы, проводят опросы, осматривают суда, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в одном из филиалов проверяемого ведомства. — Но как идет проверка сейчас — отдельная история. Когда привлекаются специалисты, вопросов нет, а когда прокурорские работники пытаются освидетельствовать судно самостоятельно — это нонсенс. Все сводится к тому, что на судне, к примеру, не хватает двух спасательных жилетов. Потом выясняется, что капитан их то ли на склад сдал, то ли соседу подарил. А замечание пишется в адрес регистра и заносится в прокурорские отчеты. Отставки и увольнения на подходе — головы неминуемо полетят в Росречрегистре, Минтрансе, Федеральном агентстве водного и речного транспорта и Госморречнадзоре.

Хотя, возможно, Якова Ивашова просто пытаются сделать крайним — общественность ждет наказания виновных в гибели сотни людей.

— Придраться можно к любому уже освидетельствованному судну: где-то что-то можно упустить, где-то можно ошибиться — эксперт в горячую пору инспектирует до 10 судов в день,— рассуждает один из коллег обвиненного эксперта. — Любое судно может быть абсолютно годным на момент подписания акта, а  на следующий день к нему уже есть претензии — это техника. А тут месяц прошел! В общем, формальный повод обвинить эксперта найти всегда можно. И не сомневаюсь, к сожалению, что следствие причину найдет.

«Муж не преступал закон»

Тем временем родные эксперта смирились даже с арестом Ивашова.

— Якову предъявили обвинение и оставили сидеть в СИЗО. Но мы уже думаем, что так лучше для его безопасности. Потому что отомстить за погубленные души такому злодею, каким его изобразили, желающие найдутся, — признается жена эксперта. — Тяжело лишь выносить эту травлю. Не могу проходить мимо газетных киосков, нет сил смотреть телевизор. Это чудовищная трагедия, мы скорбим вместе со всеми по погибшим. Но я уверена: мой муж не преступал закон.

Комментарии
Прямой эфир