Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,8 зафиксировали у берегов северных Курил
Мир
В посольстве РФ предупредили о риске задержания в ФРГ ветеранов СВО
Общество
Ограничения на прием и выпуск самолетов введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Экономика
ФНС собрала рекордную сумму с банкротов
Общество
Замглавы Россельхознадзора Кармазин освобожден от должности по своему желанию
Мир
FT узнала о планах Трампа освободить автопроизводителей от части пошлин
Мир
Axios сообщил о перепалке Маска и Бессента в Белом доме
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки дрона в Белгородской области
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении около 10 БПЛА над регионом
Мир
В Ереване ветераны и студенты приняли участие в международной акции «Сад памяти»
Наука и техника
В РФ создали первый отечественный эндоскоп
Общество
В Москве состоялась премьера фильма Тиграна Кеосаяна «Семь дней Петра Семеныча»
Мир
СМИ узнали о попытке задержания Додика в Восточном Сараево
Мир
В Кремле пообещали проинформировать о возможной встрече Путина и Уиткоффа
Мир
Минобороны Дании сообщило о выделении более $48 млн на боеприпасы для Украины
Происшествия
Пожар на площади 200 кв. м произошел в частном доме в Кабардино-Балкарии
Мир
СМИ сообщили о выводе США своих военных с базы в сирийской провинции Эль-Хасака

Центробанк даже не думал спасать банк Аблязова

На Неглинной не увидели в этом экономического смысла
0
Центробанк даже не думал спасать банк Аблязова
фото: amtbank.com
Выделить главное
Вкл
Выкл

В четверг Центробанк отозвал лицензию у АМТ-банка по причине того, что тот размещал средства в низкокачественные активы, не создавая адекватных резервов на возможные потери. Кроме того, ЦБ усомнился в достоверности отчетности. Такие же проблемы обнаружились и в Банке Москвы. Но если последний решили спасать, то в отношении АМТ-банка, как рассказал «Известиям» директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций  ЦБ Михаил Сухов, вопрос о санации даже не рассматривался.

И это даже несмотря на то, что объем депозитов физлиц в АМТ-банке позволяет признать отзыв его лицензии крупнейшим страховым случаем в истории российской системы страхования вкладов. На 1 июля граждане хранили в АМТ банке 15,2 млрд рублей, из них, по оценке Агентства по страхованию вкладов (АСВ) 12,9 млрд рублей должны быть выплачены из фонда. Тем не менее регулятор не счел нужным оздоровлять банк.

— Во-первых, мы не обязаны это делать. Во-вторых, основная масса вкладчиков получит деньги. Но самое главное — для того чтобы было принято решение о санировании, банк должен иметь активы, сопоставимые по рентабельности с депозитами, — пояснил «Известиям» Михаил Сухов. — Даже в Банке Москвы, который все ругают, помимо портфеля, который формировался по личному указанию экс-главы банка Андрея Бородина, был значительный, в два с половиной раза больше, портфель нормальных кредитов. И он приносил нормальный рыночный доход. В этом смысле банк представляет интерес. По словам директора департамента ЦБ, в АМТ-банке таких активов нет. 

— Есть только некие кредиты, степень и качество обеспечения которых будут уточнятся. Соответственно, экономика оздоровления здесь была бы несоразмерна социальной значимости этого банка, — добавил Михаил Сухов.

Активы АМТ-банка действительно оставляют желать лучшего: если верить отчетности, просроченные кредиты составляют почти треть кредитного портфеля банка. Впрочем, ситуация в банке может быть еще хуже. Как отметил Сухов, ЦБ не слишком верит в достоверность отчетности.

Кроме того, банк нарушил требование регулятора по объему вкладов, который не должен был превышать 13 млрд рублей. Любопытно, что за последний год рост депозитов в банке составил 50%. И хотя ставки по вкладам были в пределах среднерыночных, агрессивную политику по наращиванию депозитной базы банк проводил с помощью партнерской программы. Он предлагал клиентам дополнительный доход, если те приведут своих друзей и знакомых.

Дополнительная ликвидность понадобилась АМТ для того, чтобы расплатиться по беззалоговому кредиту, полученному в кризис от ЦБ. Банк пять раз реструктурировал этот долг, сократив его объем с 24 млрд рублей до 7,4 млрд рублей.

В какой-то момент АМТ-банку пришлось предоставить в качестве обеспечения земельные участки в Подмосковье, выведенные из-под залога в материнском БТА-банке. Правда, по ходатайству следственного комитета при МВД эти участки были арестованы. В результате руководство кредитной организации вынуждено было даже писать письма президенту и премьер-министру России с просьбой о помощи, отмечая, что такое решение суда ставит под угрозу существование банка, лишая его залогов и вынуждая формировать дополнительные резервы. Как сообщил «Известиям» Михаил Сухов, «сейчас и земель никаких нет, есть только бумаги паевых фондов». То есть обеспечение может оказаться весьма ненадежным.

Не исключено, что отзыв лицензии АМТ-банка — акт демонстративный, призванный показать другим организациям, что на Банке Москвы у ЦБ исчерпалось желание спасать проблемные кредитные организации, которые, по выражению Михаила Сухова, являлись «машинкой для зарабатывания денег владельцами».

— Понятно, что степень и частота реализации проектов по оздоровлению в период кризиса была одна, а в период стабилизации — другая. Сейчас проблем с выплатами вкладчикам не будет, — подчеркнул директор департамента ЦБ.

Проблемы с ликвидностью у АМТ возникли еще два года назад, когда на грани банкротства оказался материнский БТА-банк (Казахстан). Его основной владелец предприниматель Мухтар Аблязов был обвинен в отмывании денег, после чего был вынужден скрываться в Лондоне. Тогда же выяснилось, что кредитный портфель АМТ-банка на 80% состоит из кредитов, выданных структурам Аблязова.

Казахский банк был национализирован, а российский БТА, чтобы отгородиться от материнской структуры, сменил название на АМТ. Но Аблязов остался главой совета директоров банка и его акционером. Официально предприниматель владеет пакетом в 19,8% акций, что идеально вписывается в норму, которая позволяет не получать разрешения в ЦБ. По неофициальной же информации, Аблязову может контролировать до 60% акций через различные компании.

Что касается вкладчиков, то им опасаться нечего: на следующей неделе Агентство по страхованию вкладов должно определиться с агентами, которые через две недели начнут возвращать клиентам АМТ депозиты в размере до 700 тыс. рублей. Несмотря на то что это почти 10% от всего фонда страхования вкладов, в АСВ полагают, что такой объем выплат не составит никаких затруднений.

— Эти расходы не сильно повлияют на общий размер фонда, потому что они
находятся примерно на уровне квартальных платежей банков в систему
страхования вкладов, — говорит заместитель генерального директора агентства Андрей Мельников. — Считайте, что фонд страхования вкладов не получит квартальный платеж.

«Известия» попросили Мухтара Аблязова ответить на ряд вопросов относительно отзыва лицензии.

— Будете ли вы инициировать иск, оспаривающий отзыв лицензии?

—  Пока мне неизвестно, каким образом намеревается действовать ЦБ. Будем думать, задавать вопросы Центробанку. И примем решения, когда ситуация прояснится. 2,5 года я прикладывал огромные усилия, чтобы удержать банк: инвестировал очень много средств. Этот банк я создал еще в 1993 году, когда только рынок развивался. Конечно, мне очень жаль, что 17 лет непрерывного труда будут перечеркнуты тем, что банк будет разгромлен.

 — По официальным данным, вы контролируете менее 20% АМТ-банка, хотя все убеждены, что ваш пакет значительно больше…

— Все сведения об акционерах размещены на сайте банка. Слухи комментировать я не хочу.

 — С вами обсуждался вопрос о продаже вашей доли? Если да, то кем, на каких условиях? Почему отказались?

— Сейчас этот вопрос уже никакого значения не имеет.

 — Почему реально возникли такие проблемы с ликвидностью?

— Все это для нас является очень странным, поскольку если у Центрального банка есть претензии, то обычно работает группа специалистов банка, ведутся переговоры. Но этого не было. Более того, последние соглашения с Центральным банком были подписаны весной о реструктуризации долга на сумму около 8 млрд рублей. Сейчас она составляет чуть более 7 млрд. То есть ничто не говорило о том, что к банку будут применяться какие-то меры. Я считаю, что решение об отзыве лицензии не имеет ни регуляторных, ни бизнес-оснований. Оно принималось по политическим мотивам.

АМТ должен сейчас Цетробанку чуть более 7 млрд рублей, но два года назад сумма задолженности была около 25 млрд. В течение двух лет мы существенно уменьшили задолженность. Более того, прежний долг банка не был ничем не обеспечен. Это был заем по договору и все. Весной этого года мы сделали заем на 8 млрд рублей обеспеченным. То есть Центробанк получил от АМТ ликвидные активы. Поэтому сейчас риска невозврата денег Центральному банку нет.

Причина санкций не в том, что АМТ не возвращает денег, потому что они, во-первых, обеспечены залогом, а во-вторых, банк ежемесячно погашает задолженность по основной сумме и платит проценты. Судя по всему, претензии будут другого характера. Мы получаем различную информацию и знаем, что идет сильное давление со стороны руководства Казахстана.

Поэтому нам очевидно, что ситуация вокруг АМТ вызвана политическими мотивами. Наши источники в Центробанке выдвинули такую версию: как только стало известно, что я получил политическое убежище в Великобритании, Центральный банк понял, что конфликт между мной и казахстанскими властями будет набирать обороты и усиливаться. Они поняли, что, поскольку я получил определенную защиту, казахстанские власти будут искать новые способы, чтобы каким-то образом нанести мне серьезный экономический ущерб. Поэтому, как я понял, Центробанк был обеспокоен тем, что ему придется находиться в центре политических баталий между мной и казахстанскими властями. 

Все это в комплексе плюс сильнейшее давление властей Казахстана привело к такому не экономическому, а политическому решению. Мне, конечно, очень жаль: Центробанк два с половиной года держался и работал с АМТ, и в сравнении с казахстанским регулятором российский — это небо и земля, Центробанк на голову выше. Но, к сожалению, я вижу, что у его руководства сдали нервы. И очень жаль, что он поддается политическому давлению.

В России и Казахстане вас обвиняют в выводе активов через кредитование подставных компаний.

— Эти обвинения —часть политического преследования, организованного властями Казахстана после того, как они отобрали у меня БТА-банк.

В 2009–2010 годах в АМТ была более сложная ситуация, когда произошла национализация казахстанского БТА-банка. Это сильно ударило по банку, и по размерам он практически уменьшился в два раза. То есть произошли гигантские оттоки депозитов населения и юридических лиц. Некоторые клиенты, считая, что у АМТ будут такие же проблемы, как у казахстанского БТА, прекратили платить по кредитам. Тем не менее банк сумел выйти из этого положения, начали выравнивать ситуацию, наращивать свою деятельность. Очень много клиентов, которые не обслуживали свои кредиты, возобновили обслуживание. То есть банк начал стабильно работать. И вдруг появляется решение Центробанка.

Как вы можете объяснить, каким образом банк нарастил объем вкладов на 50% в год при совершенно среднерыночных ставках?

— У нас работала очень сильная и творческая розничная команда, других причин быть не может.

— Одна из причин отзыва лицензии — низкие резервы. Большими их действительно не назовешь — всего 11,3 млрд рублей, если кредиты, как утверждает ЦБ, были сомнительного качества...

— Резервы рекордно большие относительно кредитного портфеля. Они составляют около 25% от активов. Я думаю, что, наверное, единицы банков в России смогли создать такие большие резервы. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением