Первый серийный электромобиль приехал в Россию погостить
Презентация электромобиля Nissan Leaf ожидалась как событие этапное — первая серийная машина, работающая от электричества, стартует на российском рынке. Оказалось все не так пафосно — Nissan не планирует начинать продажи данной модели в России, маркетологи компании считают, что местный рынок для этого не созрел.
«Розничная продажа электромобилей Nissan в России пока не планируется», — заявила «Известиям» директор по коммуникациям московского представительства компании Татьяна Натарова.
Изящные автомобили, под капотом которых скрывается блок из сорока литиево-ионных батарей, после двух-трех месяцев показов в Москве отправятся в Старый Свет. «Там продажи таких машин имеют смысл из-за развитой инфраструктуры, — рассказал «Известиям» директор тренинг-центра компании Николай Пашков. — У нас владельцу такого агрегата придется столкнуться с большими трудностями в эксплуатации».
Средний запас хода Nissan Leaf — 175 км. Время полной зарядки аккумуляторов на специальной станции — 30 мин, от розетки (то есть в домашних условиях) — пять—восемь часов. Проехав несколько километров за рулем новинки, корреспондент «Известий» отметил абсолютную тишину работы двигателя, отсутствие коробки передач как таковой и информативность системы управления. Заявленной максимальной скорости — 140 км/час развить не удалось, зато изображение растущего зеленого деревца на приборной панели напоминало, что вредные выбросы в движении равны нулю.
Характеристики Nissan Leaf рассчитывались из европейских стандартов: скорость движения потока, качество дорог и другие стандартные маркеры. В том числе наличие специальных зарядных станций. «Представляете, запас хода всего 170 км, — поделился с «Известиями» своим мнением руководитель кафедры электротехники и электрооборудования МАДИ Владимир Ютт. — Для наших просторов это ничтожно». По словам профессора, в условиях России такие электромобили можно использовать в качестве такси в курортных городках, курьерскими городскими службами или почтой. Словом, там, где можно выстроить маршрут «от розетки до розетки».
По словам Ютта, до сих пор производители электромобилей не решили проблему аккумуляторов — они неконкурентоспособны по цене. «Повышается их эффективность, уменьшаются габариты, но до конкурентоспособности еще далеко», — пояснил Ютт. В Европе средняя цена на Nissan Leaf составляет €30 тыс. Это цена с учетом всех государственных субсидий — страны ЕС всячески помогают производителям и владельцам электромобилей минимизировать стоимость покупки и эксплуатации. В итоге субсидии могут составлять до половины стоимости автомобиля. Плюс к тому во многих странах Европы электромобилям разрешено пользоваться полосой, выделенной для общественного транспорта, въезжать в исторический центр города, парковаться бесплатно или за существенно меньшие деньги, чем машинам. Есть и другие преференции с помощью которых власти пытаются пересадить своих граждан на экологически чистые автомобили.
— Производители электромобилей лукавят, ссылаясь на отсутствие инфраструктуры для их товара, — поделился мнением с «Известиями» руководитель аналитической группы AD Wiser Михаил Самохин. — Если бы было выгодно, то зарядные станции росли бы как грибы после дождя.
Самохин рассказал, что, по его подсчетам, цена одного километра, преодоленного на электромобиле, в полтора раза дороже, чем на обычном, бензиновом.
— Учитывалась разница в цене самих машин, стоимость топлива и электричества, расходы на содержание автомобилей и другие факторы, — говорит эксперт. — Кроме того, возникает проблема с техническим обслуживанием. Специалисты до конца не могут просчитать все возможные неисправности, а среди них возможен перегрев батарей и даже взрыв.
Европейскую моду на электромобили, так активно насаждаемую правительствами стран ЕС, маркетолог объяснил банальным желанием слезть с нефтяной иглы и расстаться с зависимостью в этом вопросе от России.