Что нужно поправить в Петербургской консерватории
Санкт-Петербургская консерватория оказалась в центре совершенно не музыкального скандала. Министерство культуры уволило ректора консерватории Сергея Стадлера, проходящего подозреваемым по делу о мошенничестве. Вслед за ректором были уволены и все его заместители.
Впрочем, сам Сергей Стадлер, всемирно известный скрипач и дирижер, себя уволенным не считает.
-- Я буду оспаривать в суде этот приказ, -- заявил он «Известиям». – Я нахожусь на больничном, причем об этом знают все, в том числе – те, кто меня увольнял. Больничный у меня до сих пор открыт.
Наталия Уварова, пресс-секретарь министра культуры, сообщила "Известиям", что прокомментировать это заявление не может: "Официального заявления о том, что Стадлер подал заявление в суд, у нас пока нет".
Как выяснили «Известия», кресло ректора может занять скрипач Михаил Гантварг. На его кандидатуре настаивают профессора старейшего музыкального вуза страны, которые уверены, что Гантварг не повторит ошибок предшественника.
Профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургской консерватории обратился с письмом к министру культуры Александру Авдееву. В нем на должность ректора музыканты предлагают своего коллегу -- заведующего кафедрой скрипки и альта, руководителя оркестра «Солисты Петербурга», народного артиста России Михаила Гантварга. «Мы уверены, что Михаил Гантварг, концертирующий музыкант, никогда не станет использовать Консерваторию в качестве площадки для удовлетворения собственных артистических амбиций в ущерб учебному процессу», -- пишут они. Под документом – полсотни подписей. Из них первую поставил выдающийся композитор Сергей Слонимский.
-- Да, я хочу видеть на этом посту Гантварга, -- подтвердил Сергей Слонимский в разговоре с «Известиями». – Он превосходный музыкант и отличный организатор. Последнее видно по его работе с оркестром. Кроме того, он – порядочный человек, который не будет окружать себя «дружками». У меня лично не было никаких претензий к Стадлеру. Он прекрасный музыкант. И многие вещи в консерватории делал правильно. Проблему создали 10 его проректоров. Они совершенно не интересовались ни творческой, ни преподавательской
работой, зато получали огромные зарплаты, которые они даже скрывали.
Своим заместителям, полагают в консерватории, Стадлер обязан и статусом подозреваемого в громком уголовном деле о пропавших консерваторских миллионах. Оно было возбуждено в конце 2010 года.
Как уже писали «Известия», ректор инициировал в вузе внутреннюю проверку, чтобы выяснить, куда «утекли» 7 миллионов рублей, заплаченных фирме «ОлимпСтрой» за ремонт крыши, и такая же сумма, полученная компанией «ТелеЛифт» за программный комплекс. Обнаружилось, что реально проведенные работы не тянули и на одну десятую суммы или не были проведены вовсе. Результаты проверки Стадлер передал в прокуратуру. А уже в рамках уголовного дела выяснилось, что под всеми спорными документами стоят подписи самого Стадлера. Получилось, что он донес прокуратуре на самого себя. Непрактичность, вполне понятная для творческой личности. Но непростительная для руководителя вуза мирового значения.
Леонид Зайчик, декан фортепианного факультета, считает, что на месте Стадлера ни один ректор не будет застрахован от такой опасности. Но «лекарство» в виде назначения на эту должность не творческого человека, а «эффективного менеджера», он отвергает категорически.
-- Руководить музыкальным вузом должен только музыкант, -- утверждает пианист. -- Вся история Консерватории это подтверждает. Причем это должен быть музыкант с мировым именем.
Чтобы не повторялась история Стадлера, считает он, Министерство культуры должно взять «под более ответственный контроль» все, что происходит в Консерватории. При этом выдвижение кандидатуры будущего ректора должно быть правом самих музыкантов.
Именно поэтому теперь Консерватория настаивает на кандидатуре Михаила Гантварга. Музыкантов поддержал Координационный совет творческих союзов Санкт-Петербурга возглавляемый Ириной Богачевой.