Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании
Общество
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса президента Украины Машовца
Мир
Ганц пригрозил подать в отставку при отсутствии плана по будущему Газы
Происшествия
В Кемерово задержали восьмерых участников конфликта со стрельбой на парковке
Мир
В подконтрольной Киеву части Херсонской области повреждена припортовая инфраструктура

Хозяин предупредил экипаж «Булгарии»: «Если не сгорите, так утонете»

«Известия» выяснили, как судовладельцы и туроператоры погибшего теплохода обманывали партнеров и своих клиентов
0
Хозяин предупредил экипаж «Булгарии»: «Если не сгорите, так утонете»
родственники пассажиров "Булгарии" изучают списки погибших, фото: LifeNews
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Расследование трагедии теплохода «Булгария», при крушении которого на Волге погибло более ста человек, сопровождается арестами и возбуждением уголовных дел. Уже задержаны субарендатор затонувшего судна — гендиректор казанской компании «Аргоречтур» Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. 

По данным следствия, хозяйка турфирмы не имела права устраивать на старом технически неисправном судне круизы, однако чиновник речного регистра все же выдал «Булгарии» разрешение на эксплуатацию в нынешнюю навигацию.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) «Известиям» подтвердили, что арендатор «Булгарии» «Аргоречтур» не имел права заниматься турбизнесом. Компания не была зарегистрирована в Едином федеральном реестре туроператоров, который ведет Ростуризм, ее ответственность перед туристами не была застрахована.

— Если бы правоохранительные органы и власти вовремя заметили незаконную деятельность компании, никаких бы пассажиров на «Булгарии» не оказалось, — заявила «Известиям» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

В последние годы «Булгарии» (бывший теплоход «Украина») не везло на арендаторов и туроператоров. С 2007 по 2009 год «Украину» фрахтовала самарская компания «Аргоречтур», директором который является Светлана Инякина. Эта же компания была и последним субарендатором «Булгарии». После навигации 2008 года у «Аргоречтура» появились долги перед Пермским пароходством. Теплоход вновь оказался в отстойнике.

В 2009 году стоявшую на приколе «Украину» взял в аренду бизнесмен, бывший летчик Руслан Ибрагимов. В первую очередь он переименовал корабль в «Булгарию» и сделал на нем косметический ремонт.

— Ребрендинг пришлось делать из-за дурной репутации «Украины», которая появилась в силу неисполнения обязательств», — объяснил «Известиям» Ибрагимов. 

Летом 2009 года бизнесмен передал судно в субаренду самарской туристической фирме «Астравел-Самара», «дочке»  крупного московского оператора «Астравел». К этому времени самарская компания уже завоевала сандальную репутацию: на «Астравел-Самару» сыпались жалобы от туристов, которые оплачивали путевки, но по приезде на отдых неожиданно выясняли, что их там никто не ждет. У «Астравел-Самары» стали копиться долги перед санаториями и головным офисом, после чего московский «Астравел» запретил «дочке» использовать свой бренд. Несмотря на это, самарская турфирма продолжала продавать путевки от имени «Астравела», доведя долги до нескольких сотен тысяч рублей.

Одновременно турфирма продавала круизы на теплоходы Ибрагимова, в том числе и на «Булгарию». Здесь также все шло не очень гладко, хотя отбоя от пассажиров не было. Навигацию 2009 года самарская турфирма завершила с долгом перед Русланом Ибрагимовым в несколько миллионов рублей.

Далее произошло странное. Бизнесмен не стал искать нового оператора для продажи путевок на навигацию-2010 и в ноябре 2009 года зарегистрировал компанию «Водафлот», с головным офисом в Москве, на территории Северного речного вокзала. Всех сотрудники «Астравела» были переведены в новую турфирму. Самарский офис и телефоны компании остались прежними.

— Директор «Астравела» Оксана Горбенко арендовала у меня теплоход «Федор Абрамов», но денег расплатиться у нее не было, поэтому она задолжала мне около 3–4 млн рублей, — объясняет «Известиям» свое решение Ибрагимов. — Кончилось все тем, что Горбенко попросилась в мою фирму завотделом по международному туризму, заявив, что таким образом отдаст мне долг. Как любому приличному бизнесмену, мне показалось, что это достаточное выгодное предложение — вернуть хоть какие-то деньги.

Во всех этих историях вокруг туристских теплоходов часто упоминался самарский бизнесмен Сергей Торощин. В местных деловых кругах у него уже давно сложилась негативная репутация. Например, в 2006 году он заправил в ООО «Востокоргсинтез» в долг туристические теплоходы на 1,2 млн рублей, но деньги так и не вернул. Суд официально признал бизнесмена должником, после чего местные судебные приставы возбудили против него исполнительное дело.

В 2008 году Торощин был задержан по обвинению в 15 эпизодах мошенничества. По версии следствия, в 2007 году через Центр флота и туризма он продал путевки на теплоход «Композитор Глазунов», который в то время стоял на постоянном приколе в Пермском судоремонтном заводе. На этой операции Торощин заработал свыше 1,7 млн рублей. По такой же схеме он продал через турфирму «Поволжская экспедиционная компания» 30 фиктивных путевок на теплоход «Дмитрий Фурманов».

Торощин рекомендовал Ибрагимову взять в аренду «Булгарию» и даже вызвался ему помочь с ремонтом двигателей. Что потом произошло между ними, достоверно неизвестно, но в итоге Торощин остался должен компаньону крупную сумму.

— Лично я его знаю только как харизматичного человека, который прекрасно готовит. Но дальше готовки его к деньгам подпускать нельзя. Тут у него постоянно что-то не складывается, — обрисовал Торощина «Известиям» бизнесмен Ибрагимов. — Была история, когда из-за него я влетел на 500 тыс. рублей, но я бы все же назвал его неудачливым бизнесменом, но не мошенником.

По словам Ибрагимова, Торощин полностью отработал перед ним свой долг.

— Сергей работал у меня на теплоходе поваром и помогал восстанавливать «Композитора Глазунова». Четыре месяца он впахивал на морозе, чтобы только теплоход вышел в рейс, — рассказал он.

О порядках на «Булгарии» того времени «Известиям» рассказала и член экипажа теплохода Светлана Бедягина. По ее словам, она нанялась на корабль еще до его выхода в навигацию, и еще тогда он запомнился ей своим плачевным состоянием.

— Мы с девчонками думали, что, наверное, так и останемся на берегу. Но потом приехали директора из Камского пароходства с какими-то чиновниками, вроде как из Российского речного регистра, — вспоминает Светлана. — Они у нас в буфете посидели, поели, после чего мы получили добро на навигацию и стали возить экскурсии.

Особое впечатление на Светлану произвел инструктаж Ибрагимова перед рейсом.

— Он сказал, что наше о судно горит семь минут, поэтому с огнем будьте осторожны, но если не сгорите, так утонете. Спасательные жилеты не помогут, они намокают быстро и тоже тонут, — рассказала она «Известиям». — Можно было бы списать все это на черный юмор, но когда вышли в навигацию, оказалось, он не шутил. Мы работали на длинных рейсах и коротышах, как Казань–Болгар. И сломались почти в том же самом месте, где сейчас оно утонуло».

Закончив навигацию-2010 со скандалами и долгами, Ибрагимов вернул «Булгарию» в пароходство. «Я понял, что погорячился, поэтому вернул судно», — заявил «Известиям» бизнесмен. За «Водафлотом» потянулись арбитражные иски на сотни тысяч рублей.

— «Водафлот» остался должен нам за аренду касс 71 тыс. рублей плюс пени, но получить их мы никак не можем, — призналась «Известиям» юрист Самарского речного порта Оксана Чевелева.

— В 2009 году мы поставили «Водафлоту» пять спасательных плотов на общую сумму 579 тыс. рублей, — пояснил «Известиям» управляющий нижегородского НПО «Судоэкотехника» Александр Янин. — Оплатили они только часть и пропали. Я звонил Ибрагимову, но кроме обещаний ничего не получил.

В 2011 году «Булгарию» вновь взяла в аренду компания «Аргоречтур», в навигацию которой и произошло ЧП. Против гендиректора «Аргоречтура» Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Санкция  статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

Сразу после катастрофы Светлана Инякина заявила, что «судно было технически исправно, занесено в реестр, ремонтные работы были проведены».

Комментарии
Прямой эфир