Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Почему «Северодвинск» подорожал больше чем вдвое

Главком Военно-морского флота заявил, что стоимость подлодки «безграмотно завышена»
0
Почему «Северодвинск» подорожал больше чем вдвое
фото: paralay.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главком Военно-морского флота Владимир Высоцкий обрушился с критикой в адрес Северодвинского машиностроительного предприятия, заявив, что фирма «безграмотно» задрала цену на новую многоцелевую атомную подводную лодку проекта 855 типа «Ясень». Корабль, носящий имя «Северодвинск», должен быть сдан флоту до конца этого года.

— Цены завышены, и цены завышены безграмотно, — заявил Владимир Высоцкий.

При этом главком выразил уверенность в том, что ситуация с «Северодвинском» все же разрешится в пользу ВМФ, который не планирует отказываться от покупки.

«Северодвинск» ждут на флоте с особым нетерпением. АПЛ была спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге. На «Севмаше» ее заложили в 1993-м, но только в прошлом году достроили. По словам специалистов, столь длительный период строительства был связан не только с экономическими проблемами страны, но и с принципиально новыми особенностями проекта и вооружением АПЛ. Лодка словно конструктор «Лего» постоянно модернизировалась прямо на стапелях предприятия, менялись стоящие на ней системы вооружения и оборудование. В итоге к сегодняшнему дню флот должен получить самый современный и технологически совершенный подводный корабль.

Лодки проекта 855 — прямые наследницы крайне удачной серии субмарин третьего поколения проекта 971 «Щука-Б». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей. Практически неслышные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют как против транспортных, так и против боевых кораблей, а также способны наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника.

Но «Ясень» по бесшумности превосходит не только «Щуку», но и новейшую американскую АПЛ «Си Вульф». К тому же в отличие от нее будет более функционален. На лодке размещены восемь пусковых установок новейших противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс», которые имеют дальность полета более 300 км.

Кроме того, на лодке стоит самое современное противолодочное вооружение, что делает «Северодвинск» многоцелевым ударным кораблем, способным с высокой эффективностью решать широкий спектр задач в Мировом океане.

Изначально планировалось, что флот получит не менее 30 подобных субмарин. Однако сейчас речь идет о шести лодках данного проекта. В настоящее время на Северодвинском машиностроительном предприятии начато строительство второго корабля проекта 885, получившего имя «Казань». Когда будут заложены следующие лодки, пока неизвестно: вопрос ценообразования на конечную продукцию военно-промышленного комплекса может на годы растянуть этот процесс. Как заявил «Известиям» министр обороны Анатолий Сердюков, непонятно, из чего складывается цена на корабль, если головная лодка стоила 47 млрд рублей, а следующая, точно такая же, — уже 112 млрд.

— Конечно, цена возрастет, если в стоимость одного корабля включают все сопутствующие расходы по другим, никак с ней не связанным проектам предприятия: обслуживание детских садов, каких-то объектов инфраструктуры и т. д., — сообщил глава Минобороны. — Мы готовы платить, но при условии, что ценообразование на то или иное изделие будет прозрачным. Как показывает практика, если «расшифровывать» все статьи в контрактах, то получается, что из конечной стоимости готового изделия можно смело вычесть до 30%.

Вопрос ценообразования на продукцию военно-промышленного комплекса — один из наиболее болезненных в ходе выполнения гособоронзаказа. В мае Минфин поставил задачу перед Минобороны сократить расходы по гособоронзаказу как минимум на 100 млрд рублей, при этом сохранив параметры программы вооружения до 2020 года. Именно в этом ключе и можно воспринимать критику «Севмаша» со стороны главкома Военно-морского флота.

Источник «Известий» на «Севмаше» отметил, что стоимость строительства лодки напрямую связана с ростом цен на материалы, энергоносители и комплектацию.

— Целый ряд оборудования на лодку поставляется монопольными поставщиками, которые стремятся диктовать свои ценовые условия, — пояснил он, отметив, что предприятие ведет переговоры с поставщиками для урегулирования ситуации. — В мировой практике кораблестроения принято, что стоимость строительства серийного корабля ниже стоимости головного корабля. Однако головная лодка проекта «Ясень» и вторая лодка этого проекта строятся в разное время, практически в разные исторические эпохи, соответственно, и цена на них формировалась по-разному.

Комментарии
Прямой эфир