Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

В Карабахе не ждут войны, но готовятся

После срыва переговоров о мире в Степанакерте усилена боевая готовность. Репортаж «Известий»
0
В Карабахе не ждут войны, но готовятся
Нагорный Карабах, фото: Юрий Снегирёв
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Войны не будет — так считают в Нагорном Карабахе. Там все хотят мира, но готовы дать отпор врагу. 

— Ты знаешь? Кто такие карабахцы? — спрашивал меня таксист Оганес по дороге из Еревана в Степанакерт. — Это львы! Любого агрессора порвут!

После провала переговоров по мирному урегулированию конфликта в Казани тема войны с Азербайджаном номер один на местном базаре, в многочисленных кафешках, на автостанции. Люди хотят мирной жизни, но всегда готовы к войне. Уже 20 лет Карабах воюет. Выросло новое поколение, которое дорогу в ближайшее бомбоубежище знает лучше, чем в ночной клуб.

— Азербайджанцы хвастают, что купили у Турции 50 новеньких танков «Абрамс», — рассуждает мой говорливый таксист. — Очень хорошо! Нам в хозяйстве пригодятся! А вот это видел?


Оганес показывает на придорожный плакат. «Этот участок дороги построен на средства господина Карапетяна из Сан-Франциско», — гласит объявление на двух языках — армянском и английском. Сам факт срыва казанских переговоров карабахцев не удивил: не в первый раз. И неприкрытая угроза министра обороны Азербайджана о скорейшем решении конфликта военным путем тоже. А вот заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что только военный бюджет его республики в $3,3 млрд превышает весь бюджет Армении, просто взбесило.

— Да если что, бюджет всего мирового армянства будет воевать против Азербайджана! Все миллиардеры Америки и Европы — наши люди. А это такая силища! — уверяет меня Оганес.

Степанакерт — тихий и уютный город. Следов войны здесь не осталось. Последнюю брешь в стене заделали три года назад. Всюду идет стройка — отели, спорткомплексы, больницы. Водопровод перекладывают за счет средств заокеанского спонсора. Будут пить карабахцы чистую воду и благодарить господина из Сан-Франциско. Но война все равно напоминает о себе на каждом шагу. Оганес первым делом привез меня не в гостиницу, а в местный МИД, чтобы я зарегистрировался, во-первых, как иностранец, а во-вторых, как журналист. Процедура недолгая. Основной вопрос: бывал ли я в Азербайджане? Мне выдали разрешение находиться только в двух карабахских городах — Степанакерте и Шуши. Внизу крупными буквами: «Исключая передовую линию фронта». Сотрудник МИД только развел руками:

— Вы должны понимать, военное положение...


У начальника управления информации МИД Нагорного Карабаха Марселя Петросяна мужественное лицо. Он воевал за свободу Карабаха и прекрасно знает, что такое война.

— Войны не будет! Мы не раз слышали эти громкие заявления о военном решении проблемы, — медленно произносит он. — Ну и что? Переговоры сорваны. Не по нашей вине, между прочим. Нас-то за стол переговоров никто не приглашал! Армения, Азербайджан и Россия все решали. Но я так скажу: пока нас не признают — двигаться в этом направлении бессмысленно. А если Азербайджан с помощью мирового сообщества когда-нибудь захватит Карабах, то он получит такую незаживающую рану, что сам не обрадуется.

Шуши — город-крепость в десяти километрах от столицы Карабаха. Когда-то отсюда долбили «Грады» по Степанакерту. Взять Шуши казалось нереальным занятием, все равно что хомячку запрыгнуть на обеденный стол, где хозяйничает кошка. 9 мая 1992 года с четырех сторон неприступную крепость карабахцы взяли. Здесь еще встречаются развалины. В них вьют гнезда ласточки. Вся крепость сейчас наполнена их писком. В ущелье я нашел гильзу — след того боя.

Молчаливые рабочие устанавливают первый в Шуши светофор. На это событие пришли посмотреть старейшины — они давали бесценные советы. Рядом штукатурили новенькую гостиницу. Клали асфальт. Неужели так готовятся к войне?


— Войны не будет! — заявил мне старик Георгий. Мы сидели возле старой мечети. На мечети была новая крыша. Это местный исполком позаботился, чтобы мечеть не заливало.

— Мне 70 лет, и я надеюсь, что доживу до того дня, когда в эту мечеть войдут азербайджанцы. Как гости, разумеется. Мы хотим мира, но нам его не дают. А если сюда сунутся азербайджанцы с оружием, то я сам возьму автомат. Мне 70 лет, но я надеюсь, что до этого не доживу.

Нара Аветисян хорошо помнит войну. Ее однокласснице азербайджанской бомбой оторвало ногу. А она уцелела — в ее доме был надежный подвал. Сейчас Нара возглавляет Культурный центр имени поэта Нарекаци, творившего в Средние века. Центр построен на деньги ливанского миллионера Нарека Арутюняна. 17 июля здесь ждут большую делегацию итальянских скульпторов. Уже заготовлены 20 блоков розового мрамора — гости будут давать мастер-класс для местных художников. 

— Войны не будет! — уверенно говорит Нара. — Мы пережили такое, что не приведи Господь. Неужели мы не заслужили мира?

Над нами кружат ласточки. Точно такие же, как в Цхинвале в августе 2008-го. Войны не будет!

Комментарии
Прямой эфир