Британский шпион Платон Обухов признан вменяемым
Мосгорсуд отменил принудительное лечение в психоневрологическом диспансере бывшего российского дипломата Платона Обухова, осужденного за государственную измену, сообщил «Известиям» официальный представитель Верховного суда Павел Одинцов.
— Адвокаты обжаловали решение. Однако Верховный суд признал законным решение об отмене принудительного лечения, — пояснил Одинцов.
Платон Обухов, сын известного советского дипломата, который участвовал в советско-американских переговорах по Договору ОСВ‑2, был признан виновным в шпионаже в пользу Великобритании в 1996 году.
Суд установил, что бывший второй секретарь департамента Северной Америки МИД России Платон Обухов был завербован английской разведкой в январе 1995 года. С августа 1995-го по апрель 1996 года он провел 15 сеансов связи из центра Москвы. Обухов передал секретные сведения, касающиеся государственной безопасности и обороноспособности России. За эту информацию он получил от разведки Великобритании около 300 тысяч долларов.
Пойманный с поличным дипломат отпираться не стал и дал показания против своих британских кураторов. Благодаря его помощи российским контрразведчикам удалось разоблачить резидентуру MИ6.
Было возбуждено уголовное дело. Но в 1997 году суд признал его невменяемым, и вместо тюрьмы Обухов попал в психиатрическую клинику. Там Обухов начал писать шпионские романы, которые пользовались большим успехом, особенно на Западе. После того как врачи нашли у него инструкцию, как симулировать шизофрению, он был признан вменяемым, и суд в 2000 году приговорил его к одиннадцати годам лишения свободы. Но в 2002 году Обухов был признан невменяемым и помещен в клинику.
— Не думаю, что после решения суда, снова признавшего его вменяемым, Обухов угодит за решетку, — говорит «Известиям» юрист Александр Костров. — Дело в том, что срок давности преступления, в совершении которого был обвинен Обухов, истек еще в апреле 2006 года. Так что от уголовной ответственности он освобожден в связи с давностью преступления. Платон Обухов может дальше продолжать свою литературную деятельность. Но уже дома, а не в стенах психиатрической клиники.
Кстати, «Известия» выяснили, что бывший дипломат в клинике практически не находился. Он только проходил там обследование раз в полгода, а все остальное время был дома.
— Я даже не помню такого пациента, как Платон Обухов, — сказал «Известиям» главврач психиатрической клиники № 4 Андрей Нарышкин. — Впрочем, всех не упомнишь. У нас 1,5 тыс. пациентов. Кстати, понятие вменяемости и невменяемости — чисто судебное. Мы не определяем степень вменяемости. Мы только лечим. Определяет суд.