Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
СМИ сообщили о планах Греции потратить €25 млрд на оборону в течение 12 лет
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Родные жертв ДТП на Ленинском победили в суде

Расследование аварии с участием вице-президента «Лукойла» будет возобновлено
35
Родные жертв ДТП на Ленинском победили в суде
lifenews.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

В деле врача Ольги Александриной, погибшей в аварии при столкновении с машиной вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова, появился новый поворот. Конституционный суд в четверг признал несоответствующими Конституции нормы, оспоренные по делу о данном ДТП. Теперь оно может быть отправлено на пересмотр.

Своим постановлением КС признал несоответствующими Конституции РФ нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умершего.

Кроме того, КС потребовал прописать в УПК, чье согласие нужно для прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого.

Напомним, что в феврале прошлого года на Ленинском проспекте в Москве столкнулись Citroen врача Ольги Александриной и Mercedes вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. В результате жуткой аварии Ольга Александрина и находившаяся с ней пассажирка — ее свекровь Вера Сидельникова, тоже врач, погибли.

В ходе расследования Александрина признана виновницей аварии. «Автоматически» — только потому, что погибла, считают ее родные. Суда не было: следователь прекратил уголовное дело в связи со смертью Александриной. Он руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса, который предписывает прекращать уголовные дела в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого. Именно этот пункт и обжалуют заявители в Конституционном суде, считая, что он лишил их близких права на посмертную реабилитацию.

В деле Александриной есть еще один казус: у нее не могло быть статуса обвиняемой, потому что та же статья УПК не позволяет возбуждать дела в отношении умерших. Как в таком случае можно прекращать дело — неясно. 


— Она была на месте ДТП, но поскольку она погибла, то ее вроде как вообще не было! — так определила сложившуюся ситуацию адвокат Людмила Айвар, представитель семьи погибшей.


Однако Тверской суд Москвы уже признал действия следствия законными — на основании все той же ст. 24 УПК.


Адвокат Игорь Трунов, тоже представляющий интересы семьи, считает, что упомянутая норма закона содержит «коррупционную составляющую»: следователь может быть заинтересован в том, чтобы выжившего в любом случае признать потерпевшим и дело прекратить. 


— Тот, кто выжил, кровно заинтересован в том, чтобы не сесть в тюрьму, — объясняет Трунов.

Если бы дело о ДТП на Ленинском проспекте довели до конца, полагают заявители, то не исключено, что обвиняемым стал бы выживший водитель Mercedes.


— В ходе следствия были обнаружены пробелы, — замечает отец Ольги Александриной Сергей Александрин. — Почему-то отсутствовали камеры видеонаблюдения на правительственной трассе. Не было следов торможения Mercedes, хотя свидетели говорят, что он тормозил…

Дело ведь не только в «добром имени», о котором было сказано много слов. Обвинение или реабилитация влекут за собой вполне конкретные правовые последствия. Так, двухлетняя дочка Ольги Александриной не сможет по закону получить компенсацию. Да, вице-президент «Лукойла» заявлял, что будет помогать ребенку. Таких, как родные Александриной, по словам адвоката Трунова, в стране 30 тыс. — именно столько ежегодно погибают на российских дорогах в ДТП. Они уверены в невиновности умерших близких, хотели бы довести дела до приговоров, но закон не позволяет: мешает пресловутая 24-я статья.

Вторую жалобу в КС подал Юрий Ващенко. Его сын-милиционер, обвиненный в превышении должностных полномочий, умер во время суда, и дело тоже было прекращено. Ващенко считает, что разбирательство следовало продолжать до вынесения приговора, чтобы его сын получил шанс на оправдание — пусть даже посмертно.


Оба заявителя подчеркивают: право выбора — прекращать или не прекращать уголовные дела в отношении умерших — должно быть закреплено не за государственными органами, не за судом или следствием, а за родственниками. Что это означает? Командир воздушного судна, погибший вместе с пассажирами, не станет обвиняемым по уголовному делу и не будет посмертно осужден, если этого не захотят его родные.

Против заявителей выступали представители президента РФ, Госдумы и Совета Федерации — как стороны, подписавшей оспариваемую норму закона. Их доводы сводились к тому, что права на реабилитацию у умерших никто не отнимает: дело прекращено, обвинительного приговора нет, а значит, реабилитации и не требуется. Что же до правовых последствий, то компенсаций можно добиваться в гражданском суде.

Здесь нормы закона сталкиваются с практикой его применения, которая показывает: если дело прекращено по пресловутой 24-й статье, то добиться чего-то потом невозможно. Однако это уже вне ведения Конституционного суда.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением