Запущенный Туркменией газопровод в Китай "отрезал" ее от Nabucco
В Туркмении сегодня днем был открыт "газопровод века". Так назвал построенный за два года трубопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай президент Гурбангулы Бердымухамедов, имея в виду не только его протяженность и долгосрочность сотрудничества всех стран-участниц, но и планы расширения регионального и межрегионального газового сотрудничества. Торжественная церемония состоялась на востоке страны близ туркмено-узбекской границы на правом берегу реки Амударья. Здесь расположено месторождение сернистого газа Самантепе, которое относится к договорной территории "Багтыярлык" (с туркменского - "приносящая счастье") Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Ее запасы составляют 1,3 триллиона кубометров газа. Лицензию на разведку и добычу газа корпорация получила в 2007 году на основе СРП и остается до сих пор единственной иностранной компанией, добывающей газ на суше Туркмении.
Лидеры государств открыли задвижку, и поток товарного газа начал трубопроводный разбег, чтобы преодолеть 7 тысяч километров. Туркмения будет поставлять в Поднебесную природный газ в течение 30 лет. До конца 2009 года экспорт составит 150 миллионов кубометров, в 2010 году - 6 миллиардов, а в 2011-м - 17 миллиардов кубов. Уже к 2015 году Ашхабад планирует выйти на полную проектную мощность - 40 миллиардов. По 10 миллиардов кубов газа намерены экспортировать в Китай и транзитные государства - Узбекистан и Казахстан.
Для Туркмении открытие китайского газопровода стало долгожданной альтернативой существовавшему до сих пор экспортному маршруту. Апрельская авария на газопроводе Средняя-Азия - Центр и затянувшиеся переговоры с "Газпромом" по цене газа привели к снижению экспорта в Россию с планируемых в этом году 50 до 11,8 миллиарда кубометров газа. Предоставление Пекином кредита в $4 миллиарда в этот период укрепило позиции Ашхабада в диалоге с Москвой. По мнению экспертов, новая магистраль может качественно изменить ситуацию вокруг среднеазиатских газовых ресурсов и геополитическую ситуацию в целом. Для Туркмении китайское направления является весьма перспективным, если учесть, что Пекин объявил об амбициозных планах роста потребления газа с 80 миллиардов кубометров (по прошлогодним результатам) до 300 миллиардов в 2020 году. Кроме того, Ашхабад получил крупного альтернативного клиента, тем самым уменьшив свою зависимость от Москвы, прежде закупавшей 90% производимого в республике "голубого топлива".
Впрочем, президент Российского газового общества Валерий Язев заметил, что России - крупнейшему экспортеру газа - не следует беспокоиться по поводу состоявшегося сегодня ввода в эксплуатацию трубопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. "В Китай пойдет 40 миллиардов кубов газа, у Туркмении больше не останется газа на проектируемый газопровод Nabucco, - отметил парламентарий в интервью ИТАР-ТАСС. - Шантажировать нас перестанут, по крайней мере". В начале поставок туркменского "голубого топлива" в Китай он не видит "никакой трагедии и даже драмы" для России. "Таковы реалии, и нам нужно учиться работать в этих конкурентных условиях", - убежден он.