Созданный американцами робот опустился на дно Марианской впадины
В последний день весны американский беспилотный аппарат "Нерей" спустился на дно Марианской впадины - впервые с 1998 года, когда техника в последний раз достигала этой потаённой точки океана. В рекордном погружении на дне Марианской впадины аппарат провёл 10 часов. Во многом это стало возможным благодаря комплексу технических решений, позволивших сократить энергопотребление машины. Благодаря своему походу "Нерей" заслужил звание самого глубоководного аппарата среди всех находящихся в данный момент в эксплуатации. Только два других аппарата в истории спускались на глубину 10 902 метра. Первый - батискаф "Триест" с Жаком Пиккаром и Доном Уолшем на борту в 1960-м. Эта машина была спроектирована швейцарцем Огюстом Пиккаром, построена в Италии и модифицирована силами ВМС США. А ещё - японский беспилотный аппарат Kaiko (он выполнил три погружения в Марианской впадине в 1995-1998 годах). Однако "Триест" был "отправлен в отставку" в далеком 1966-м, а робот Kaiko потерялся в океане в 2003-м. Таким образом, у научного сообщества не оставалось средств для детального изучения столь больших глубин. Существующие ныне научные аппараты могут спускаться только на 6500 метров, что даёт покрытие 95% океанского дна.
Появление спроектированного и построенного в Вудсхолском океанографическом институте "Нерея" серьёзно меняет ситуацию. Интересно, что новый модульный аппарат может быть легко преобразован в зависимости от задач миссии. Тут меняется даже число поплавков, а также количество и расположение тяговых винтов. Важно, что машина может работать как в режиме дистанционного управления, так и в полностью автономном варианте (как разведчик больших участков дна). Но именно в привязном режиме проходят глубоководные "точечные" погружения данного аппарата. Причём робот умеет неподвижно зависать вблизи выбранного участка дна, словно вертолёт фотографируя его и собирая образцы для доставки наверх. Весит "Нерей" 2,8 тонны, длина его составляет 4,25 метра, а ширина - 2,3 метра. Он может нести до 25 килограммов научного оборудования, а его максимальная скорость достигает трех узлов.
Конструкция робота во многом революционна. Раньше для подобных машин выбирали схему, при которой по кабелю, идущему вверх, на судно, проходят не только управляющие сигналы, но и подаётся электропитание. Отсюда - применение меди, стали и толстой изоляции. Такой кабель длиной почти 11 километров находился бы на грани разрыва под собственным весом. В "Нерее" же питание автономно - от 4 тысяч литиевых батареек. И всё, что нужно машине, - это управляющие сигналы, которые подаются по оптоволоконному кабелю толщиной с человеческий волос. По нему же в реальном времени наверх передаётся видео: 40 километров такого кабеля спрятаны в самом глубоководном аппарате (они занимают всего пару катушек размером с банку кофе) и разматываются по мере надобности. Вторая интересная особенность "Нерея": применение для обеспечения плавучести 1600 пустотелых сверхпрочных керамических сфер (диаметром 9 сантиметров), спрятанных в два корпуса (по 800 в каждом), уточняет журнал "Мембрана".