"Дочка" "Газпрома" требует правки антимонопольных законов


Конституционный суд сегодня начал проверку соответствия антимонопольного законодательства основному закону страны. На конституционность проверят как действующий закон "О защите конкуренции", так и предыдущий, принятый в 1991 году. Поводом для этого стала жалоба компаний "Газэнергосеть" и "Нижнекамскнефтехим", которые обратились в Конституционный суд. Первая является оператором "Газпрома" по продаже сжиженного газа, а вторая - крупнейшим в России производителем синтетического каучука. Их претензии связаны с положениями законов, позволяющими изымать доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. В рамках этих полномочий Федеральная антимонопольная служба потребовала от "Газэнергосети" выплатить 150 млн. рублей, а от "Нижнекаскнефтехима" - 70 миллионов. Адвокаты обеих компаний считают, что фактически изъятие доходов является штрафом. Однако в отличие от "обычных" административных дел здесь отсутствует презумпция невиновности и сроки давности. По мнению адвоката "Газэнергосети" Павла Посашкова, оспариваемые нормы не отвечают конституционным целям и носят исключительно карательный характер.
Представитель президента в КС Михаил Кротов выступил в защиту закона. Он считает дело необычным, поскольку заявители предлагают признать неконституционными меры по соблюдению самой конституции. Полпред напомнил, что основной закон требует от государства защищать конкуренцию и бороться с монополиями. Антимонопольное законодательство должно учитывать не только правовые, но и экономические реалии, считает Кротов. По его мнению, оспариваемая норма необходима, чтобы изымать незаконные доходы и восстанавливать справедливость.
В то же время глава ФАС Игорь Артемьев на заседании суда отметил, что срок давности по делам о монополиях может составить пять лет, а соответствующие поправки в закон о защите конкуренции могут быть рассмотрены Госдумой еще до конца мая. Этот срок будет отсчитываться с момента совершения правонарушения, а если оно произошло давно, то с момента его обнаружения. Если же был выявлен картельный сговор, то пятилетний срок будет отчитываться для каждого из участников отдельно - с момента выхода из картеля, отмечает ИТАР-ТАСС.