Неуступчивость Ирландии ставит крест на планах модернизации ЕС
Провал нового базового договора ЕС на референдуме не ставит под сомнение процесс дальнейшего расширения Евросоюза. "Европейская перспектива стран Балкан и Турции не ставится под сомнение", - заявила сегодня официальный представитель еврокомиссара по расширению Олли Рена Кристина Надь. Она также напомнила, что 17 июня в Люксембурге в рамках заседания Совета ЕС на уровне министров иностранных дел пройдут отдельные встречи с представителями Турции и Хорватии, посвященные перспективы вступление этих стран в Евросоюз.
Заявление Олли Рена прямо противоречит мнению председателя Европарламента Ханса-Герта Поттеринга, который заявил в субботу в интервью немецкой прессе, что до тех пор, пока Лиссабонский договор не вступит в силу и не будет претворена в жизнь заложенная в нем реформа Евросоюза, о дальнейшем расширении "не может быть и речи". На практике мнения обоих европейских функционеров справедливы. С юридической точки зрения, вступление в силу Лиссабонского договора не имеет отношения к приему в ЕС новых государств, а значит, его провал не должен сказаться на процессе расширения. В то же время основная суть Лиссабонского договора - это проект глубокой реформы структуры управления ЕС, нацеленный на ее адаптацию к нормальному функционированию в условиях значительного увеличения количества стран-членов сообщества.
Институциональная реформа была задумана как часть евроконституции и должна была начаться вскоре после расширения ЕС 1 мая 2004 года, когда размеры сообщества выросли сразу с 15 до 25 государств. С тех пор в сообщество были приняты еще и Болгария с Румынией, а реформа Евросоюза так и не была проведена из-за провала евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году. В результате ЕС, в который сегодня входит 27 очень различных по политической культуре и геополитическим интересам государств, продолжает существовать с той системой управления, которая была рассчитана на организацию из 12-15 близких по духу стран Западной Европы. Все европейские лидеры сегодня понимают, что этот институциональный кризис значительно снизил эффективность Евросоюза в последние три года как в решении внутренних проблем, так и на международной арене. В частности, если бы реформа Евросоюза была проведена в срок, кризиса вокруг экспорта польского мяса в Россию и блокирования Варшавой начала переговоров между Брюсселем и Москвой о новом соглашении о стратегическом партнерстве не было бы вовсе. Реформирование системы принятия решений в Совете ЕС лишило бы индивидуальные государства права вето по большинству вопросов, и Польша не смогла бы заблокировать переговорный процесс.
Осознание необходимости реформы европейской элитой означает, что прием новых государств в Евросоюз будет блокироваться, в первую очередь странами Западной Европы, до тех пор, пока институциональная реформа ЕС не будет проведена, будет ли это вследствие вступления в силу Лиссабонского договора или каким-либо иным путем.
Юридически для вступление в силу базового соглашения Евросоюза оно должно быть ратифицировано всеми без исключения странами сообщества. На сегодня это сделали Австрия, Болгария, Греция, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Дания, Венгрия, Финляндия и Эстония, перечисляет ИТАР-ТАСС. На этой неделе процесс ратификации должна завершить Великобритания. Европейские дипломаты не исключают, что в случае ратификации договора остальными 26 странами ЕС Ирландии рекомендуют провести повторный референдум, как это было сделано в 2001 году при ратификации ныне действующего базового соглашения ЕС - договора Ниццы, который открыл двери для приема в ЕС в 2004 году 10 стран Восточной и Центральной Европы. В то же время ирландские эксперты предупреждают, что попытка навязать нужный результат плебисцита может не удаться и дать обратный эффект, то есть привести к увеличению количества противников Лиссабонского договора в Ирландии.