Производители молока прогнозируют рост цен
Технический регламент, устанавливающий наименование "молочный напиток" для молока, сделанного из порошка, приведет к росту цен на конечную продукцию, считают производители.
В пятницу Госдума РФ в третьем чтении рассмотрит законопроект, который устанавливает обязательные требования к молоку, молочной продукции, продуктам ее переработки, их производству и обороту. Главная цель - защита здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение.
Документ обязывает производителя указывать достоверную информацию о продукте, его качестве и свойствах. В соответствии с техрегламентом, вводятся следующие основные понятия: молоко, молочная продукция, молочный продукт, сырое и цельное молоко, молочный напиток, сгущенное цельное молоко - всего 102 наименования.
"Совершенно очевидно, что цена питьевого молока должна вырасти", - заявил в интервью РИА Новости в пятницу исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) Владимир Лабинов.
Он сообщил, что в объеме всего молока, потребляемого населением, доля восстановленного молока, изготавливаемого из порошка, составляет 13%. По мнению Лабинова, наименование "молочный напиток" приведет к серьезному снижению лояльности покупателей, а значит и спроса на такой продукт.
"Совершенно очевидно, что возникает 13%-ный недобор на полке питьевого молока. А снижение рынка на 13% - это очень серьезное основание для повышения цены", - пояснил эксперт.
Он отметил, что для ряда регионов страны, где нет собственного сельхозпроизводства молока, восстановленный продукт является ведущим.
"Россия очень контрастна, и у нас практический весь север, Дальний Восток, Восточная Сибирь молоко не производят, либо производят в небольшом количестве. В этих условиях, альтернативы нет", - сказал Лабинов.
Транспортные расходы на доставку цельного молока в отдаленные регионы могут взвинтить цену, считает он.
"Привезти туда можно только стерилизованное молоко, а оно дешевым быть не может, потому что транспортные издержки будут выше. Одно дело возить сухое молоко, другое - в жидком состоянии. Совершенно очевидно, что цена вырастет очень заметно и, я думаю, людям это не сильно понравится", - сказал эксперт.
Лабинов не согласен с терминологией, используемой авторами законопроекта, отмечает РИА "Новости".
"Термин "молочный напиток" - это перебор. В соответствии с международной практикой, все это называется молоком восстановленным, нет ни одного документа, где этот продукт назывался бы напитком, здесь мы идем вразрез с мировой практикой и практикой советского времени тоже", - заявил он, отметив, что сок, произведенный из концентрата, называется не иначе как восстановленным.
Глава компании "компании "Вимм-Билль-Данн" - одного из крупнейших производителей молочной продукции в РФ - Давид Якобашвили одобряет техрегламент в целом, но поддерживает коллегу в отношении использования наименований.
"Я приветствую этот техрегламент. Это большой шаг в российском производстве. Единственное, с чем я не могу никак согласиться - это термин "молочный напиток", который никак не вяжется с определением данного предмета и достаточно тяжело отразится на всей индустрии", - сказал Якобашвили РИА Новости.
"Я предполагаю, что это отразится на инфляции, на цене молока как конечного продукта", - продолжил собеседник агентства.
Лабинов и Якобашвили уверяют, что принципиальной разницы между молоком цельным и восстановленным не существует.
"При сушении удаляется влага, а при восстановлении она удаляется, вот и все. Никакого процесса больше нет. Сохраняются все витамины и минералы, все полезные вещества", - сказал Якобашвили. По его мнению, если техрегламент будет принят в исходном виде, больше всего пострадают малые предприятия в регионах.
"Существуют сотни малых предприятий в регионах, которые дают возможность жить фермерам, покупая у них молоко. С ними большая проблема, потому что одно дело выпускать восстановленное молоко, а другое - молочный напиток. Психологический фактор здесь достаточно глубокий", - сказал он.
Разработчики законопроекта в том числе рассчитывают, что техрегламент сократит поток импортного сухого молока в РФ, что поддержит отечественных производителей. Якобашвили не уверен, что ожидания законодателей сбудутся.
По его словам, импортное сухое молоко Россия обычно покупает в Белоруссии, примерно 50-53 тысячи тонн.
"Весь прошлый год Белоруссия продавала в зарубежные страны, потому что там закупочные цены были выше, наши сельхозпроизводители тоже продавали вне страны. У нас получился дефицит и резко возросла цена на конечный продукт. В этом году со снижением цены на сырье мы завезли большое количество сухого молока, чтобы как-то выровнять баланс", - сказал бизнесмен.
"К сожалению, цены поднимаются вверх очень быстро, а опускаются очень медленно", - заметил он.