В России заметно снижается количество подделок популярных брендов
Число подделок популярных брендов в России снижается, свидетельствуют данные исследования, проведенного Государственным университетом - "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ) по заказу содружества "РусБренд". По оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, ситуация в области контрафактной продукции развивается неравномерно и сильно варьируется в зависимости от товарных категорий.
В исследовании выделяются четыре сферы распространения контрафакта - сфера господствующего распространения - 70-80% (CD, DVD, программное обеспечение), массового распространения - 30-40% (одежда и обувь, алкогольная продукция), широкого - 10-15% (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства) и сфера ограниченного распространения - на уровне 1-2% (чай, кофе, бритвенные лезвия).
При этом, начиная с 2000 года, наблюдается ступенчатое снижение уровня подделок в отдельных товарных категориях, отмечается в исследовании. Так, спортивная одежда и обувь перешли из сферы господствующего в сферу массового распространения контрафакта, лекарственные средства - из сферы массового в сферу широкого распространения, а чай и кофе - из сферы широкого в сферу ограниченного распространения, поясняет "Интерфакс".
Согласно исследованию, изучение 11 товарных категорий (в частности, алкогольная продукция, бритвенные лезвия, лекарственные средства, одежда и обувь, парфюмерия и косметика, чай, табачные изделия и др.) показало, что доля контрафакта составляет 26% от оборота их розничной торговли, или приблизительно 525 млрд. руб. Это соответствует почти 6% общего оборота розничной торговли в РФ в 2006 году. В обороте розничной торговли за 2007 год этот показатель составляет 4,9%.
Как отмечают исследователи, улучшение ситуации в области борьбы с контрафактной продукцией связано, прежде всего, с совершенствованием и ужесточением законодательства в области защиты интеллектуальной собственности, активизацией работы органов МВД, Федеральной таможенной службы.
Согласно исследованию, в 2007 году число задержаний контрафактной продукции и заведенных дел об административных правонарушениях превысило 1,5 тысячи. Таможенные органы выявили, а суды признали контрафактными более 10 млн. единиц продукции.
Ежегодно возбуждается 200-300 уголовных дел по фактам производства и распространения контрафактной продукции. Специалисты ГУ-ВШЭ считают, что для дальнейшего улучшения ситуации в области защиты интеллектуальной собственности необходимо продолжить совершенствование законодательства, в первую очередь за счет согласования норм Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, ужесточения экономических санкций.
Вместе с тем они особо предостерегают от введения в целях борьбы с подделками дополнительных административных и финансовых барьеров, в частности систем обязательной маркировки продукции.