Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Евросоюз призвал Россию "не упиваться" газовым превосходством

Очередной "Балтийский форум", прошедший в Риге в конце минувшей недели, не дал ответа на вопрос, как будут развиваться отношения Евросоюза и России в сфере энергетики, зато показал, что в сфере транзита латвийские предприниматели и эксперты вместе с восточными партнерами действительно готовы к совместным проектам.
0
Евросоюз призвал Россию "не упиваться" газовым превосходством (коллаж lenta.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очередной "Балтийский форум", прошедший в Риге в конце минувшей недели, не дал ответа на вопрос, как будут развиваться отношения Евросоюза и России в сфере энергетики, зато показал, что в сфере транзита латвийские предприниматели и эксперты вместе с восточными партнерами действительно готовы к совместным проектам. Более того, он собрал рекордное количество влиятельных экспертов из 12 стран мира. Политологи, экономисты, социологи, политики, ученые, публицисты, журналисты, бизнесмены и даже один министр - Айнар Шлесерс - на протяжении двух дней обсуждали тему латвийско-российских отношений и перспективы экономического сотрудничества в сферах энергетики и транзита.

Один из самых спорных аспектов взаимоотношений России и ЕС, которые и стали основной темой нынешнего форума, - сотрудничество в сфере энергетики. Тон дискуссии сразу задал Алан Райли из Бельгии, ассоциированный представитель Центра исследований политики Европы. "Существующий подход русских к газовому рынку является угрозой как для самой России, так и для всей Европы. Монополистом является "Газпром", а все остальные участники рынка - просто вассалы этого предприятия", - заявил Райли. Но России не стоит упиваться газовым превосходством - у европейских государств имеются собственные ресурсы, которыми они могут покрыть нехватку российских поставок. А Райли убежден, что через несколько лет дефицит наступит - "Газпром" недостаточно инвестирует в разведку новых месторождений и к 2010 году может оказаться неспособным обеспечить европейский спрос.

Помимо этого, проект Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) может получиться экономически невыгодным, так как дорогой к тому времени российский газ никто не станет покупать, тем более что появятся альтернативы. В частности, Великобритания, одна из немногих стран ЕС с либерализованным рынком газа, в ближайшее время намерена построить четыре крупных газовых терминала, и к следующему году ее запас составит более 100 млрд. кубометров. "И Великобритания вполне сможет конкурировать с Россией", - уверен гость из Бельгии.

Правда, российские эксперты подвергли такую картину резкой критике. К примеру, первый вице-президент ЗАО "Ренессанс-Капитал" Игорь Юргенс заметил, что российский газ в десять раз дешевле, чем тот же британский, поэтому ни о какой конкуренции не может быть и речи. Что же до проекта Северо-Европейского газопровода, то контракты на его поставки заключены вплоть до 2027-го, поэтому в будущем проекта можно быть уверенным. Президент Центра Р. Никсона Дмитрий Саймс в свою очередь убежден, что России и Европе в ближайшие десятилетия никуда друг от друга не деться. "Вряд ли ЕС способен найти альтернативных поставщиков, и маловероятно, что России под силу найти новые рынки сбыта. Поэтому остается только сотрудничать", - считает он.

За Nord Stream заступился и президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев. "Да, по морю тянуть трубу дороже, но короче, к тому же не надо платить Посейдону", - заметил он. Именно по этой причине к проекту так желает подключиться и Польша - не из соображений энергетической безопасности, а ради получения почти $1 млрд. дохода от транзитных платежей, отмечает "Росбалт".

Второй день "Балтийского форума", посвященный вопросам транзита, прошел куда спокойнее - возможно, потому, что подписание договора о латвийско-российской границе пробудило у предпринимателей с обеих сторон надежды на более плодотворное сотрудничество. Да и виды на китайские грузы заставляют и тех и других думать о том, как получить к ним доступ. Так, Игорь Юргенс, год назад признававший утрату Латвией статуса первостепенного партнера РФ, на этот раз оптимистично сообщил, что наши порты до сих пор интересны российскому бизнесу. В беседе он даже предположил: теоретически возможно даже заполнение вентспилсской нефтяной трубы.

Не менее интересное заявление сделал вице-президент Евро-азиатского транспортного союза Юрий Щербанин: россияне могли бы войти в долю в латвийской и эстонской железных дорогах. По его словам, это позволило бы регулировать тарифы к обоюдной выгоде нашей страны и РФ и дало бы возможность эффективно использовать длиннейшее "плечо" - от Дальнего Востока до стран Балтии.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...