ЦИК займется заказчиками подкупа избирателей
Ужесточить борьбу с подкупом избирателей предложил сегодня ЦИК России на своем последнем заседании в нынешнем составе. Центризбирком принял документ, в котором предлагаются реальные механизмы привлечения к ответственности за совершение подкупа. В основу документа, адресованного главам избирательных комиссий субъектов РФ, легло изучение правоприменительной практики в регионах.
Запрет на подкуп избирателей содержится в федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан. В том же законе понятие "подкуп" определяется как вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров или их бесплатная раздача. Кроме того, к подкупу приравняются предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях и даже обещания передать денежные средства и другие материальные блага по итогам голосования.
ЦИК отмечает, что "нередко суды по-разному оценивают сходные обстоятельства". В документе подтверждается, что меры ответственности за совершение подкупа избирателей обозначены в избирательном, административном и уголовном законодательстве. Это деяние может повлечь за собой разного рода наказание от штрафов до отказа в регистрации кандидату или партийному списку. В самых радикальных случаях может пойти речь о судебной отмене результатов выборов.
ЦИК предлагает следующий механизм реагирования на подкуп: избирательная комиссия получив такого рода информацию, должна незамедлительно направить ее в органы внутренних дел, которые в течение двух дней составляют административный протокол и направляют его в суд.
"Наличие вступившего в законную силу постановления суда о привлечении виновных к административной ответственности за совершение подкупа должно явиться безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов", - подчеркивается в документе.
В то же время ЦИК признает, что особенность такой правовой нормы может быть использована в качестве "черной технологии". Не исключено, что конкуренты могут имитировать совершение подкупа подставными лицами, создавая таким образом основание для отказа в регистрации. В этой связи ЦИК призвал органы внутренних дел "тщательно исследовать все обстоятельства, имеющие признаки подкупа, в том числе и с целью выяснения, не являются ли они провокационными". Кроме того, "при задержании лиц, совершавших подкуп, обязательному выяснению подлежит, кто поручил им осуществить подкуп". Иными словами ЦИК настаивает на том, чтобы органы внутренних дел искали не только исполнителей, но и заказчиков.
ЦИК также обращает внимание на недопустимость отмены регистрации до вынесения судебного решения. В документе особое внимание обращается на необходимость более тесного взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами в целях борьбы с подкупом. Весьма позитивным фактом называется то, что с 1 января 2007 года впервые учет о совершенных административных правонарушениях, касающихся посягательства на избирательные права граждан на региональных выборах, начали вести не только структуры субъектов РФ, но и МВД России. В ЦИК считают, что новый порядок позволит преодолеть негативную практику, когда после завершения выборов органы внутренних дел не заканчивают проверку по выявленным фактам подкупа, что приводит к безнаказанности людей, преступающих закон, отмечает ИТАР-ТАСС.