Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Самолет-шпион нового поколения

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 с "грибом"-антенной на верхней части фюзеляжа - это наш аналог американского АВАКСа. Находиться внутри огромного "транспортника", а тем более снимать и описывать его "начинку" до последнего времени было нельзя. Однако военные пригласили "Известия" в часть, где базируются наши разведчики
0
На фюзеляже А-50 находится "гриб"-антенна, а внутри — электронная "начинка", все это позволяет контролировать воздушное пространство на тысячи километров (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Иваново нас пригласили на юбилей части в надежде, что в этот день к ним из Таганрога прилетит новый модернизированный А-50. Исполняющий обязанности командира полковник Игорь Плохих сообщил: "Смотрите, спрашивайте и пишите что хотите".

Внешне все тот же Ил-76МД, а вот внутри - новейшие цифровые технологии, жидкокристаллические дисплеи, новые компьютеры и многое другое, о чем сами военные пока толком не знают - не пощупали руками.

Не получилось. Промышленность к сроку сдать самолет не смогла. Поэтому в небо мы поднялись на "старом" АВАКСе с ламповыми дисплеями, огромными, состоящими из нескольких "ящиков" компьютерами.

- Для 1985 года, когда эти машины поступили на вооружение нашей армии, это была абсолютно инновационная техника, - рассказывает Плохих, проходя между рабочих мест штурманов обнаружения, наведения истребителей на цели. От пола до потолка в А-50 почти пять метров, и все они заставлены аппаратурой.

А-50 предназначен для обнаружения и сопровождения воздушных целей, надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных сил о воздушной и надводной обстановке, он может применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить командным пунктом.

Как говорит Плохих, в бытовом понимании это обычная "микроволновка" - радар, который просто подняли на самолете на высоту 9 тыс. метров, из-за чего он стал видеть все, что творится на земле, воде и в воздухе более чем на 800 км вокруг. Обнаруживает и сопровождает до 150 целей, одновременно наводит на них истребительную и штурмовую авиацию.

- У нас четыре вычислительных комплекса, - показывает инженер по радиооборудованию майор Владимир Любимцев. - Каждый из них отвечает за свою задачу: обнаружить, классифицировать, навести на цель. Видели, как американцы в кино кучей истребителей за одной целью носятся? У них АВАКСы находят цели и передают данные об их положении на бортовые компьютеры истребителей. Те дальше считают обстановку сами. Наши комплексы на истребителях слабее, поэтому весь ход возможного воздушного боя рассчитывается и планируется у нас. По современным меркам сложно, зато очень систематизировано, и в результате воздушной свалки не будет. Каждый будет решать свою персональную задачу.

Параллели с американцами при полете на нашем А-50 неизбежны. Несколько лет назад мне удалось побывать на американском разведчике на одной из баз в Германии. Обычный пассажирский "Боинг", только выкрашенный в серый цвет американских ВВС. Внутри выглядел как офис фирмы: столы, компьютеры, дисплеи. Широкие проходы, места для отдыха дежурной смены - пристяжные к борту койки. У нас все аскетичней.

Полет А-50 длится пять часов (при дозаправке в воздухе может и семь). Все это время экипаж из пяти пилотов и техников, 10 операторов будет неотрывно сидеть на своих рабочих местах. В салоне есть духовой шкаф для разогрева еды. А вот туалет... пожарное ведро в хвосте самолета.

- На новом борту туалет-то предусмотрели? - спрашиваю полковника Плохих.

- А зачем? - улыбается офицер.

Вообще, аскетичность и самодостаточность нашего А-50 - главный его козырь. Машина способна взлетать и садиться на любые типы аэродромов. Ей не нужны бетонные взлетно-посадочные полосы, а техническое обслуживание и предполетную подготовку можно провести собственными средствами, доставив необходимую технику к месту дислокации обычными транспортниками.

Подготовка А-50 к вылету - еще та процедура. Как объяснили военные, перед вылетом салон самолета нужно нагреть или, наоборот, остудить в зависимости от забортной температуры. Вычислительные комплексы можно включать только при температуре плюс 15 градусов. Когда наши АВАКСы базировались на Севере, это было настоящей проблемой. Ведь за бортом минус 40.

Еще когда поднимались в салон А-50, в нос ударил запах спирта. Оказалось, что "подогреть" аппаратуру - полдела. Ее еще надо защитить от влаги. В результате весь боевой расчет протирает тумблеры и кнопки на рабочих местах кистями со спиртом.

- И сколько же его уходит? - недоумеваю я.

- Где-то два литра, - уточняет Пучков.

На этом расходы на вылет не заканчиваются. А-50 пожирает много электроэнергии. За ее "появление" отвечает авиационный двигатель от транспортного Ан-26, расположенный в хвосте машины. Из 60 тонн заправки самолета он съест 11. Раскрутить 10-тонный "гриб"-антенну до 12 оборотов в минуту на крыше самолета дорогого стоит. Зато 150 целей - как на ладони.

- Чей же АВАКС лучше, - спрашиваю полковника Плохих, - наш или американский? Они все-таки 600 целей ведут, мы 150...

- По электронике, если верить их заявлениям, они нас, конечно, опережают, - соглашается он. - Но вот зачем эти 600 целей? В 2005 году мы летали в Китай на крупные учения. Китайцы тогда подняли в районе учений, наверное, всю свою авиацию - дисплеи "цвели" от целей. Все буквально сливалось в одно сплошное пятно. Но наша вычислительная машина позволяет следить не только за тем, что делается вокруг, но и в отдельно взятом секторе. То есть только там, где нам действительно надо применить свои истребители.

Кроме того, А-50 сегодня единственный, кто видит малоразмерные цели на фоне земли. Например, вертолеты еще в тот момент, когда машина только начинает раскручивать винт, различает их и среди горного рельефа. Американцы такую цель пропустят.

Вообще же "гриб"-антенна А-50 безошибочно обнаруживает факел стартующей баллистической ракеты на удалении 800 километров, бомбардировщик В-52 - за 650, истребитель размером с МиГ-29 - за 450, а крылатые ракеты - за 250 км. Вполне достаточно, чтобы, как говорит полковник Плохих, дать команду "фас" истребителям Су-27, сопровождающим во время дежурства А-50.

- Во время первой "Бури в пустыне" в 90-м году мы несли боевое дежурство над акваторией Черного моря, - вспоминает он. - Следили за американцами, обстреливающими Ирак "томагавками". Задача была простой - вдруг у ракеты гироскоп перевернется, и она не в Багдад, а к нам полетит.

Второе серьезное применение А-50 получил в ходе контртеррористической операции в Чечне. В 1996 году с его помощью отследили вертолет, угнанный террористами со Ставрополья. Навели на него авиацию и армейский спецназ. Сегодня А-50 - участник всех учений Российской армии. Один борт стоит в Анадыре. Как говорит Плохих, обеспечивает работу наших стратегических бомбардировщиков над Тихим океаном.

Всего в Иванове базируется 22 АВАКСа, девять из них постоянно вылетают на различные задания по выполнению воздушной разведки и выдаче целеуказания на командные пункты ВВС.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...