Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Прекрасная "Елена" и патриотичный "Охотник"

Новый фильм Андрея Звягинцева награжден специальным призом жюри "Особого взгляда" - второго по значению конкурса Каннского кинофестиваля
0
Андрей Звягинцев и актриса Елена Лядова, сыгравшая в картине одну из главных ролей (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Ну какое же счастье, когда появляется хороший фильм, какое же счастье!" - говорит председатель жюри "Особого взгляда" Эмир Кустурица, входя на постпремьерную вечеринку "Елены". И тут же просит продюсера Роднянского познакомить его с режиссером и актерами. "Скажите, а фильм в Москве, в России уже показывали?" - спрашивает Кустурица у меня чуть позже. - "Нет, пока покажут на закрытии "Кинотавра". - "А почему "Елена" не участвует в Московском кинофестивале?" - "Потому что Канн важнее".

"Да?" - Кустурица приподнимает брови с таким видом, будто впервые слышит о фестивальной иерархии. Вполне возможно, что в данный конкретный момент для него действительно не существует никаких раскладов и подводных течений. Он только что проделал большую работу: отсмотрел все фильмы "Особого взгляда" и выбрал лучшие. Причем ориентируясь именно на качество кино, а не на привходящие обстоятельства. "Елена" произвела сильное впечатление не только на Кустурицу, но и на других членов жюри - некоторые из них тоже пришли поздравить Звягинцева. Главную награду "Особого взгляда"разделили между собой "Ариранг" Ким Ки Дука и "Остановка в пути" Андреаса Дрезена, а приз за режиссуру достался иранцу Мохаммаду Расулофу (фильм "До свидания").

Рождение "Елены" не совсем обычно. Изначально сценарий писался по заказу британского продюсера. Тот хотел получить фильмы от четырех ведущих режиссеров из разных концов света на тему "Апокалипсис". В России его выбор пал на Звягинцева. А Звягинцев и сценарист Олег Негин увидели темы апокалипсиса в истории социально разнородной московской семьи, разбросанной между миром "Золотой мили" на Остоженке и блочными коробками Бирюлева.

Андрей Смирнов и Надежда Маркина играют немолодых людей, которые уже лет десять живут вместе, хотя расписались относительно недавно. Общение их больше напоминает отношения господина и служанки, нежели жизнь в нормальной семье среднего класса. Да они и не средний класс. Она - в прошлом медсестра, познакомилась со своим нынешним мужем, когда тому вырезали аппендицит. Он - очень обеспеченный человек, по всей видимости, крупный госчиновник, отошедший от дел. Хотя на вопросы о том, кто же все-таки герой по профессии, Звягинцев категорически отказывается отвечать. Он и с британским продюсером расстался, поскольку тот задавал слишком много уточняющих вопросов. На мой взгляд, расстался к счастью, потому что, если бы действие происходило не в Москве, а просто "где-то в мире", ушла бы та магия узнаваемости типажей и деталей, та потрясающая точность и конкретика, из которой и возникает метафора.

"Елена" - фильм о разрушении. О том, что животная любовь к своим детям, к своему "семени", если она не одухотворена, может привести к чудовищным последствиям. Елена, которая пошла на преступление, чтобы добыть денег для сына от первого брака (сам он упорно работать не хочет), поневоле ассоциируется с родиной-матерью. А ее дети - с иждивенчески настроенными согражданами, которые считают, что страна за них все как-нибудь разрулит, решит и уладит.

Но это только одна сторона медали. Другая - внутренний разлад в среде элиты. Герой Андрея Смирнова мучительно ищет и не находит понимания со своей дочерью (блестящая роль Елены Лядовой). Видимо, в погоне за успехом и деньгами он что-то проглядел в их отношениях - и теперь за это расплачивается. Его дочь - такой же иждивенец, как и семья Елены, только в отличие от них она это осознает. И если Москва - Третий Рим, то образ, созданный Лядовой, - это образ аристократки, ощущающей близкий конец империи.

Вся эта социальная жесткость подана в фирменном стиле Звягинцева. (Оператор, как и на всех его картинах, - Михаил Кричман.) Тихон Макаров, 19-летний режиссер из Владивостока, о котором "Известия" рассказывали, так объясняет свой интерес к Звягинцеву: "Наши режиссеры ведь так снимают, будто фильмов Висконти никогда не существовало. Звягинцев - единственный, у кого чувствуется, что они есть". Эта наивная формулировка на самом деле удивительно точна. "Елена" - действительно русское кино большого европейского стиля. И в этом ее уникальность.

Второй российский фильм, "Охотник" Бакура Бакурадзе (продюсер Сергей Сельянов), также участвовавший в конкурсе "Особый взгляд", остался без награды. Но это очень сильная и необычная для современного российского кино картина. Где-то в России живет человек. С женой, дочерью-подростком и маленьким сыном, у которого не хватает одной руки. Люди, знающие, где именно расположен мемориал Александра Матросова, угадают и точное место действия нового фильма Бакурадзе: Псковская область, недалеко от деревни Чернушки. Еще там рядом озеро, в котором утонул сбитый в войну летчик.

Вопреки названию, герой не профессиональный охотник, хотя пару раз в году ходит на кабана. Он фермер. В главной роли Бакурадзе вновь снял непрофессионального актера - Михаила Барсковича. Когда режиссер приезжал искать натуру в Белоруссию, места ему показывал главный егерь комплекса "Браславские озера". Ему режиссер и доверил главную роль.

Будничная, тяжелая, грязная, лишенная романтизма работа. Жизнь, неброская, как земля, на которой она проистекает. Уловленный режиссером ритм существования делает медленный, лишенный ярких сюжетных поворотов фильм завораживающим. "Охотник" - название точное не столько по сюжету, сколько по смыслу. Пришедшее откуда-то из первобытных времен, когда все было жестче и определеннее, а законы жизни и выживания равнялись друг другу.

Если в нашей стране в последние годы были сняты по-настоящему патриотические фильмы, то "Охотник" среди них. Поскольку задавать герою вопрос, любит ли он свою землю, совершенно бессмысленно. Эта земля - часть его жизни, и он отвечает за нее так же, как за людей, находящихся рядом.

Успех русского фильма начался с Америки

Обозреватель "Известий" Лариса Юсипова поздравила Андрея Звягинцева с каннской наградой и задала ему несколько вопросов.

известия: Андрей, успех фильма "Елена" начался задолго до Канна - на конкурсе сценариев крупнейшего в мире фестиваля независимого кино "Сандэнс", основанного Робертом Редфордом. Расскажите, как это было.

Андрей Звягинцев: Что вообще отличает европейцев и американцев от нас - они очень памятливы, внимательны и зрячи. И, видимо, у дирекции "Сандэнса" есть подобие реестра молодых режиссеров, добившихся какого-то успеха. Я, как, возможно, и другие из этого списка, получил от них письмо: если у вас есть в разработке какие-то планы, наброски, замыслы - присылайте. Дедлайн такой-то. Мы со сценаристом Олегом Негиным решили отправить "Елену"...

и: Но в письме объяснялось, что это именно конкурс сценариев?

Звягинцев: Конечно. Там была такая схема: определяются четыре победителя - от Северной Америки, от Южной Америки, от Европы и от Азии.

и: Похоже на схему, из которой "Елена" родилась. Когда британский продюсер предложил режиссерам из четырех стран, и вам в том числе, написать сценарий на тему апокалипсиса. Вы, кстати, к моменту получения письма от "Сандэнса" с британским продюсером уже расстались?

Звягинцев: Да. А с Александром Роднянским, который стал продюсером "Елены", мы познакомились чуть позже... Через некоторое время после того, как мы отправили сценарий на "Сандэнс", стали приходить сообщения, что мы вошли в десятку, в пятерку - и так далее. Потом они позвонили и сказали: "Никому не сообщайте, но вы - победитель. Приезжайте на последний день закрытия "Сандэнса", получите ваш приз". Это был январь 2010 года.

и: Сколько денег дали?

Звягинцев: Примерно 10 тысяч долларов сценаристу и 85 тысяч - на будущий фильм. Говорю "примерно", поскольку выплачивали в иенах: финансировал проект конкурса японский телеканал.

и: У вас в фильме звучит музыка Филипа Гласса. Достаточно неожиданное решение.

Звягинцев: Пришло оно еще на уровне сценария. Мы летели на "Сандэнс" через Лос-Анджелес, и я увидел в аэропорту в магазине - Филип Гласс. Симфонии N 2 и 3. Я купил эти диски, потому что люблю Гласса. И всегда считал, что он очень кинематографичен. Там был фрагмент, который, как мне кажется, очень подходил к нашему фильму. Уже на монтаже я просто поставил его - минуте на сороковой, - и это легло потрясающе. Тогда Роднянский написал Глассу, что мы хотим получить права на использование этих симфоний. А он ответил: "Зачем вам моя старая музыка? Давайте я напишу новую". Но я понял, что лучше - в смысле более подходяще для нас - он не напишет. И мы договорились, что относительно новой музыки мы к нему обратимся в следующий раз. Если поймем, что к новому проекту применим именно его почерк, его язык.

и: С участием "Елены" в Канне было столько нервотрепки. Вы довольны результатом?

Звягинцев: Ну конечно доволен.

Лауреаты Канна-2011

В конкурсе "Короткий метр" "Золотую пальму" получил украинский русскоязычный фильм "Кросс". Режиссер - Марина Врода. "Кросс" включен в программу грядущего сочинского "Кинотавра".

Спецприз жюри - "Полис" молодой француженки Майвенн Ле Беско. Она сама и сыграла главную роль. Фильм о женщине-фотографе МВД.

Лучший сценарий - "Примечание", Джозеф Седар (Израиль). История двух талмудистов - отца и сына.

Лучшая актриса - Кирстен Данст, "Меланхолия". Зал стоя приветствовал это решение жюри. Для Ларса фон Триера оно оказалось компенсацией морального ущерба.

Лучший режиссер - Николас Виндинг Рёфн, "Драйв". Жанровое кино с погонями.

Лучший актер - Жан Дюжарден, "Артист". Французская черно-белая лента про героя немого кинематографа.

Гран-при удостоены сразу две работы - "Парень на велосипеде" братьев Дарденн и "Однажды в Анатолии" известного турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (экзистенциальная драма, замаскированная под полицейскую хронику).

Главная "Золотая пальмовая ветвь" - "Древо жизни" Терренса Малика.

Приз экуменического жюри - "Гавр" Аки Каурисмяки

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...