Талон как предчувствие

Талон - венец таких историй, закономерный и неизбежный. И всегда - начало другой истории, как правило, разрушительной и неприятной.
Что такого уж страшного в талоне как таковом? Ну не хватает. Ну бумажка. Пришел, отдал, деньги заплатил, товар получил. Все транспарентно. Но это как посмотреть. Есть у экономистов такая народная примета: где талоны, там рынка нет. В самом деле рынок требует обмена товара на деньги. Талон не отменяет кэша. Тогда зачем он нужен? Но нехватка же. Так поднимите цену. Да нельзя же. Ага, это уже не рынок.
Ну не рынок и не рынок, велика беда. Как посмотреть. Если не рынок, тогда все даром давайте. Как при военном коммунизме. А когда у тебя деньги есть, а купить не можешь - это, значит, бомба под экономику подложена. Или деньги не настоящие, или цены, или твой труд никому не нужен, а зарплата так чтоб была. Понарошку. Мы все это проходили. Сервизы "Мадонна", стенки из ГДР, продукция автопрома, а под занавес Союза уже и сигареты, и водка, и даже туалетная бумага.
Вообще, талоны появляются как предвестник беды. Талоны были перед Октябрьской революцией. Затем в войну (и какое-то время после нее). За десять лет до падения СССР в Чувашии мясо отпускали уже только по талонам. Плохое, с костями, зато дешевое, рубля, кажется, по два за кило. Конечно, были колхозные рынки, где по пять рублей. Были кооперативные магазины, там чуть подешевле. Но этим элита баловалась. Как сейчас помню эти талоны чувашские, на коричневой шершавой бумаге, со слепыми буквами и размытой печатью. Узкие такие, невзрачные. Кило на человека. 1981 год. Страна строит коммунизм и поет песню "Афганистан, редко письма приходят домой, не одна мать зальется слезой". И не подозревает, что в Чувашии есть еще и такие проблемы. Не сообщила газета "Правда". Тогда Чувашия, теперь - Тува. Закономерность.
Но отрешимся от фетиша. Повод для появления талона - дефицит. Что есть тоже фетиш. Мир велик, не бывает так, что вот - нету. Я понимаю, палладия мало от природы, так он вроде и не нужен трудящимся массам. А что нужно, то - есть. Не в Туве, так в Новосибирске, не в России, так в Африке. Мудро устроил Творец, соотнеся потребности и возможности. Дефицит - мощный инструмент политики. Большой политики. Если мне скажут, что СССР в свое время задумала развалить кучка прозападных партократов и для этого она запретила шить джинсы и слушать диски, я в принципе поверю. Не слово в слово, но поверю. Именно поэтому считаю словосочетание "искусственный дефицит" тавтологией. Все дефициты искусственны.
Сейчас, глядя на прошлое из-под обломков советской империи, так просто воображать, будто история - штука понятная. У СССР были враги, они своего добились, что тут сложного? А перенеситесь мысленно в те годы. Только нынешнее знание выкиньте. Вот Союз, мирный и огромный, незыблемый и тихий, как лес перед грозой. Есть ли сила, которая его поколеблет? Есть ли люди внутри него, желающие ему зла? Ответы отрицательные. Это я к тому, что не так-то просто понять, сейчас-то зачем?
Версия первая. У мелких торговцев бензином хотят отнять бизнес. Крупные компании, которые и добывают, и перекачивают, и перерабатывают, и торгуют, сговорились и пошли свиньей. Хорошая версия. В самом деле, в Новосибирске нынче АЗС не стоит ничего, почти даром отдают. Но соизмеримы ли цель и средство? Что-то подсказывает, что шире тут замах, вольней раззуделась рука.
Россию развалить хотят? О, это кажется таким несбыточным. Вот я - в Челябинске, ты - во Владивостоке, и зачем нам граница? Точно, слышу я голоса, ведь так же никто и помыслить не мог, что Москву, Киев и - о ужас - Минск границы отрежут. Но отрезали. Правдоподобная версия. И все же она мне не нравится тем, что повторяет проигранный некогда сценарий. История хороший драматург и не любит сиквелов.
Можно бесконечно гадать. Но то, что власти брошена перчатка, - сто процентов. Власть пробуют на прочность. И тут главное, чтобы пробирный камень не оказался прочнее подопытного материала.