Торговля в стиле модерн
Идея благородная, но новая торговая эстетика влетит предпринимателям в копеечку. Так, трехмодульную конструкцию ларечникам предлагают приобретать за 350 тысяч рублей. Не считая "начинки".
По данным руководителя столичного департамента торговли и услуг Михаила Орлова, к концу 2011 года в столице останется 7000-10 000 киосков. Меньшее количество ларьков (в ноябре 2010-го в столице насчитывалось около 26 тысяч стационарных и передвижных торговых точек) чиновники решили компенсировать качеством - по крайней мере, в визуальном плане. Проекты ларьков, разработанные Москомархитектурой, отличаются стилистическим разнообразием - палатки для чистки ботинок будут выполнены в духе "минимализма", а вот газетные киоски и общественные туалеты (случайно или нет объединенные в сознании разработчиков) предполагают более игривый "модерн". Претендующая на античность "классика" воплотилась в павильоне для мороженого - там не хватает только ионических колонн. Для продуктовых ларьков предусмотрен лаконичный "современный стиль".
Под стать новым ларькам будут оформлены и городские клумбы и скамейки - для полной гармонии. Одно из заявленных авторами достоинств нового проекта - модульность, позволяющая составлять однотипные конструкции в большие торговые площади, как в конструкторах "Лего". Размеры ларьков действительно игрушечные - 1,9 на 1,5 метра и 1,5 на 1,5 метра. Трудно представить себе, как удастся разместить в этих пределах товар и продавца.
- У меня палатка с квасом такого размера, - удивляется предприниматель Алексей Десятов. - А нормальный ларек должен быть где-то 2 на 3 метра. Да и вообще я против навязывания малому бизнесу инициатив сверху. Уверен, что это будет очередная кормушка для фирм-производителей, дающих "откаты" чиновникам.
Новый ларечный имидж действительно требует серьезных финансовых вложений - "дизайнерские" киоски стоят весьма недешево.
- Трехмодульная конструкция, как нам сообщили в префектуре, будет стоить 350 тысяч рублей, - рассказывает Нина, хозяйка киоска в ЦАО. - Точную цену одного модуля не назвали, но сказали, что она будет лишь немного ниже. Мой киоск обошелся мне в 100 тысяч рублей - а он очень качественный, железный, с подсветкой. И он меня вполне устраивает. А тот вариант, который мне предложили, - почти сплошь стеклянный, зимой в нем будет очень холодно. Да и суммы у меня такой нет. Чиновники отвечают: "Идите в банк, берите кредит. А если нет денег, уходите, на ваше место придут те, у кого они есть".
В 350 тысяч обойдется только сама "коробка": содержимым ларька и его электроснабжением хозяину придется заниматься отдельно. По словам предпринимательницы, существует "добровольно-принудительный" список производителей ларьков - около 10 предприятий, и заказывать киоски нового образца можно будет только у них. Цены у всех одинаковые. Правда, афишировать их названия бизнесменам пока не стали. Зато пообещали, что новые ларьки будут устанавливать чуть ли не за неделю. Впрочем, официально эта информация не подтверждена.
- Ничего подобного, - возразили "Известиям" в ГлавАПУ Москвы. - Любой производитель сможет выполнить подобный заказ - но по определенным требованиям, установленным Москомархитектурой. 10 тысяч ларьков, только представьте себе - нет такой компании, которая единолично потянула бы такие объемы, к делу придется привлекать и производителей из других регионов.
- Мы работали над тем, чтобы обеспечить предпринимателям максимально широкий выбор в покупке комплектующих для ларьков у разных производителей, - объясняет Алексей Даутов, исполнительный директор московского отделения "ОПОРЫ России". - По крайней мере, недавно я встречался с руководителем отдела потребрынка префектуры ЦАО, и речь шла о том, чтобы обеспечить владельцам малого бизнеса максимальное число вариантов. Но, конечно, надо внимательно следить за тем, чтобы префектуры на местах не торопили процесс и не ограничивали выбор предпринимателей.
20 апреля префект ЦАО Сергей Байдаков пообещал решить "ларечную" задачу "в ускоренном темпе" - к следующему году в округе должны стоять только палатки нового образца. Окончательный план расположения киосков в округе вступит в действие с 1 июля 2011 года. На территории Центрального округа будет размещено 1,513 тысячи ларьков. А 26 мая, по данным пресс-службы окружной префектуры, киоски нового образца будут показательно установлены на Тверской. По этому поводу чиновники настойчиво просят владельцев палаток на одной из главных московских улиц заказать новые конструкции до конца мая. Тем, кто уложится в срок, обещают скидки и патент на три года. Будут ли у них на это деньги - похоже, никого особо не волнует.