Планы на будущее со второй попытки
Во что обошлась и чем закончилась первая попытка и чего можно ждать от второй, разбирались "Известия".
Во сколько может обойтись столичному бюджету очередная попытка сформулировать долгосрочные цели и задачи развития 12-миллионного мегаполиса, уже известно. Объявлен открытый конкурс на разработку проекта стратегии. Стартовая цена лота - 140 миллионов рублей. Документ должен быть готов за 12 месяцев. Таковы условия госконтракта, который заключат с победителем конкурса. Разработчикам предстоит начать с оценки нынешних столичных проблем и анализа опыта мегаполисов, схожих с Москвой.
Второй этап - собственно разработка, как сказали бы в советские времена, "основных направлений развития", частью которых должен стать еще и план на пятилетку - 2012-2016 годы. Готовый документ обещано обсудить с бизнес-сообществом, общественностью и москвичами.
Близкий к мэрии эксперт сообщил "Известиям", что разработкой стратегии, в отличие от прошлых попыток, скорее всего, не будут заниматься, как прежде, городские структуры. И даже предположил, что победят в конкурсе (при том, что он только объявлен), скорее всего, эксперты Высшей школы экономики и Минэкономразвития.
Напомним, идея разработки нового для Москвы документа возникла при Юрии Лужкове. Весной 2007 года была сделана попытка организовать широкое обсуждение перспектив столицы - на серии "круглых столов" с участием демографов, социологов, экономистов, градостроителей... Выступавшие там московские чиновники выглядели довольно бледно. В качестве генеральной линии они не смогли предложить ничего, кроме банального "повышения качества жизни москвичей".
В итоге разработку стратегии решено было поручить профессионалам - консорциуму из шести научных коллективов. Половина из них оказались действительно "местными", но руководил работой солидный "федеральный" Институт экономики РАН, а участвовали в ней Центральный экономико-математический институт и Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН.
По сведениям "Известий", институты-разработчики представили руководству города большое, в несколько томов, исследование по экономике, финансам, транспорту. Из этого документа и должна была родиться стратегия развития Москвы, обсудить которую столичное правительство планировало в 2008 году.
- Наш институт отвечал за социальную часть. Мы собрали всю необходимую статистику. Причем в нашей официальной статистике все социальные измерения принято делать "в среднем", а нам интересны были разные группы населения. Мы разработали специальную модель, позволяющую прогнозировать последствия тех или иных социальных мероприятий для разных групп населения на большую перспективу, - вспоминает Алексей Шевяков, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.
Но потом разразился кризис.
- Возник вопрос о том, что в новых условиях в стратегию нужно вносить изменения, корректировать какие-то цифры, дорабатывать, - продолжает Шевяков. - Какое-то время еще проходили обсуждения, участники проекта организовывали "круглые столы". А потом у руководителей города, видимо, появились более срочные проблемы. В итоге все "зависло".
За свою часть работы три года назад Институт Шевякова получил из городской казны порядка 8-9 миллионов рублей. Примерно столько же могли получить и другие участники проекта. Получается, что в разработку стратегии Москвы было вложено как минимум 50 миллионов рублей.
Но это далеко не все затраты. Под разработку стратегии в столичном правительстве была создана особая структура - комитет по реформированию городского хозяйства. Его председатель Наиль Гайнутдинов регулярно отчитывался перед журналистами о бурной деятельности своего комитета. Однако в конце 2008 года "стратегический комитет" был ликвидирован. А на принадлежавшем ему сайте www.strategymoscow.ru. сегодня можно обнаружить информацию не о столичном будущем, а, например, о службе эскорт-услуг. О томах, подготовленных научным консорциумом, сегодня никто не вспоминает. Как и о потраченных на них миллионах из городского бюджета.
Кстати, сумму в 140 миллионов, которую город решил потратить на разработку новой стратегии, Алексей Шевяков считает адекватной - при условии, что это будет действительно серьезная разработка. Главное, чтобы были предложены реальные варианты развития, совпадающие с возможностями города. Какой станет Москва будущего - финансовым или научным центром, торговым городом или просто комфортным и пригодным для жизни местом? Выбрав свой ответ, авторы стратегии должны будут предложить разные варианты достижения цели. Для примера, предыдущие разработчики предлагали поставить во главу угла превращение российской столицы в город для человека. Правда, для этого понадобились бы серьезные, даже радикальные шаги. Например, предлагалось так или иначе сдержать рост населения и даже обеспечить его отток из столицы.
Какую бы схему развития ни выбрали сегодня разработчики, им придется учитывать как минимум то, что плотность населения в Москве сегодня в три-четыре раза выше, чем в других столицах мира, а площадь под дорогами настолько же меньше.
* * *
Лондон, Торонто, Барселона
Самые процветающие мегаполисы мира уже определили свои планы на первую четверть ХХI века.
В Лондоне стратегию развития доводили до ума целых четыре года. Сначала центральное и региональное правительства, администрации городских районов и общественные организации рассмотрели Концепцию пространственного развития Лондона ("пространственного", потому что города сегодня первым делом определяются, расти ли им дальше или пора остановиться). Потом ее опубликовали на сайте администрации Большого Лондона: в ответ было получено 800 заключений, 63% - от частных лиц. Готовую стратегию, названную "Планом Лондона 2004-2020", представили на новое общественное обсуждение. Восемь основных положений стратегии прошли публичную экспертизу в мэрии Лондона, которая длилась семь недель. В итоге одной из главных стратегических целей провозглашено "развитие без освоения новых пространств". То есть никто не сможет застроить офисами, торговыми центрами или элитным жильем лондонские площади, скверы и бульвары. Жесткие меры властей по подавлению авточастника, такие, как введение платы за проезд в центр города, закреплены как стратегически верный курс. Планируется, что к 2020 году большинство лондонского населения станет передвигаться по городу на общественном транспорте, пропускная способность которого должна увеличиться на 50%.
В канадском городе Торонто вопрос "Что будет завтра?" мэр города впервые поставил перед населением в 1998 году. Два года ушли на подготовку концепции и организацию общественного форума. Еще два - на обсуждение, в том числе в прессе и интернете, главных идей стратегического плана. Потом примерно год уже готовый план "Торонто на перепутье: формируя будущее" проходил общественную экспертизу. В остатке главной мыслью стратегии оказалась короткая фраза: ради сохранения комфортных для горожан условий жизни необходима консервация 75% территории города. То есть в течение ближайших 20 лет рука строителя не коснется трех четвертей Торонто - жилых кварталов, парков, набережных.
Благополучная Барселона, в 2001 году заполучившая 1-е место в ЕЭС по уровню жизни, свою принятую в 2003 году стратегию вывела из анализа 12 критических проблем. Одной из главных в списке долгосрочных целей оказалась "застройка, не угрожающая социальной стабильности". Ради чего решено "закрепить особую роль за открытыми пространствами", "обеспечить сохранение городских площадей", "выровнять баланс между жилыми и бизнес-районами".
При подготовке материала использовано исследование "Практика пространственного развития городов, обеспечивающих высокое качество жизни населения", проведенное Национальным институтом конкурентоспособности.