Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Тезисы о мюзикле в России

Мюзикл - особый жанр. Он похож часто на оперетту, музыкальную комедию, водевиль, иногда на оперу. В России часто мюзиклом называют драматический спектакль, в котором есть несколько песен и пара танцев, что неправильно.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

А иногда чисто танцевальный спектакль, где вообще не поют, получает бродвейскую премию "Тони" за лучший мюзикл ( "Contact", 2000 год, хореограф Сьюзан Строман). И это правильно.

Немного истории. Здесь очень важно быть точным. История не только не терпит сослагательного наклонения, но и вранья - особенно, если очевидцы событий пока еще живы.

Я свидетельствую, что первым российским мюзиклом был мюзикл Александра Колкера "Свадьба Кречинского" (1972 год). Это произведение (подчеркиваю: произведение, а не способ исполнения) полностью соответствует канонам классического бродвейского мюзикла. Затем идет мое произведение "Орфей и Эвридика" (1975), которое является вторым отечественным мюзиклом и первой отечественной рок-оперой. Далее следует произведение Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1976). Эти первые три места никто не может оспорить.

Умолчание - тоже разновидность вранья. Случайно я оказался у телевизора, когда по "Первому каналу" шел очередный выпуск программы "Какие наши годы?", посвященной 1975 году. В середине обнаруживаю сюжет о мюзикле. Ну, думаю, сейчас, конечно, скажут про "Орфея". Ведь все-таки 3000 представлений, множество международных премий, Книга рекордов Гиннесса, спектакль существует до сих пор. Но вместо этого профессор Цекало сообщил профессору Парфенову, что главным событием в жанре мюзикла в СССР в 1975 году был... фильм-водевиль "Соломенная шляпка", милый, но ничем не выдающийся. Что это - невежество или сознательное манипулирование?

Первым российским мюзиклом, который делался по бродвейской модели (включая ежедневное исполнение) был "Норд-Ост". Есть еще несколько российских названий, которые можно считать легендарными или очень успешными (от "Юноны и Авось" до "Монте-Кристо"), но ни одному из них нельзя присвоить титул первого ни в какой номинации.

Мюзикл и коммерция. Здесь - важнейшее отличие мюзикла от прочих театральных жанров. Мюзикл должен окупаться или приносить прибыль. Или по крайней мере стремиться к этому. Публика голосует рублем, она должна покупать билеты, а билеты не могут быть дешевыми, поскольку постановка мюзикла - дело дорогое. У нас только начинает формироваться класс профессиональных продюсеров и инвесторов. Главное качество инвестора - он не должен быть жадным и также обязан понимать, что на мюзикле можно заработать много денег, но не сразу, а в перспективе (для примера - первоначальное вложение в мюзикл "RENT" было около 10 000 долларов. Сегодня инвесторы заработали по всему миру около двух миллиардов долларов и продолжают зарабатывать.) Но можно и все проиграть.

Мюзикл и фонограмма. Французская модель мюзикла разрешает использовать заранее записанную фонограмму-минусовку, а в англоязычных странах это категорически запрещено. В России, как я недавно выяснил, во многих театрах безнравственно идут мюзиклы, где записан не только минус, но и плюс. Бороться с этим надо в сфере УПК, иначе это искусство выродится совсем.

Мюзикл порождает новый тип актеров, умеющих все: петь, двигаться и говорить, все на высшем уровне. Главное - эти актеры должны уметь играть одно и то же восемь раз в неделю, без отсебятины и переживаний по системе Станиславского. Это последнее пока у российских актеров не очень получается. Но научиться придется.

Мюзикл - новый тип театрального спектакля. Для постановки нужен особый коллектив, где важен "средний состав" - постановщики, ассистенты по звуку и свету, сценические менеджеры, монтировщики и т.д. Насколько мне известно, их у нас нигде не учат. А без них ничего не выйдет.

Многие считают, что в мюзикле обязательно должны быть песни-шлягеры. Это не так. Величайший создатель американских мюзиклов Стивен Сондхайм написал за всю свою жизнь одну известную песню ("Send in The Clowns"). Однако именно он определил направление американского музыкального театра за последние 50 лет. Бывают мюзиклы со шлягерами ("Chicago", "Cabaret", "West Side Story"), а бывают и без них... Музыкальный язык в мюзиклах сегодня намного сложнее, чем 30 лет назад. Американцам это нравится. Неужели мы тупее "тупых" американцев и хотим в мюзикле слушать мелодии типа Стаса Михайлова?

Провинциальные театры недовольны "засильем" столицы. Должен их огорчить - так было и так будет, так происходит во всех цивилизованных странах. В Великобритании есть только Лондон, во Франции - только Париж, в Америке - только Нью-Йорк. Все, что происходит в провинциальных городах, - лишь первая фаза развития спектакля, особенно в жанре мюзикла. В Америке если спектакль не дошел до Бродвея - он просто не рассматривается, он не существует ни для критики, ни для зрителей...

Когда-то я высказал соображение, что настоящий успех российского мюзикла наступит тогда, когда он будет поставлен на Западе, ну хотя бы в Европе (это второй класс) или в Англии-Америке (это первый класс). Пока ничего такого не произошло. Да, наверное, в ближайшее время и не произойдет. Российский мюзикл рождается в тяжелых муках. Будем надеяться, что все повитухи и акушеры - продюсеры, критики, зрители - помогут ему, и он появится на свет: крепенький здоровый малыш, с русской душей, английской добротностью, американским менеджментом и амбициозностью. И пойдет завоевывать мир.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...