Кто убил российских журналистов?

Но одно из объединений хорватских ветеранов 21 мая планирует открыть памятник на том месте, где, по их мнению, расстреляли корреспондентов.
Корреспонденты российского ТВ Геннадий Куринной и Виктор Ногин, освещавшие войну в Югославии, взяли интервью у хорватских военнослужащих, расквартированных в осажденной сербскими формированиями Хрватской Костайнице. После чего 1 сентября 1991 года выехали в сторону Петрини, планируя встретиться с представителями Югославской народной армии.
В тот же день в районе местечка Паняни по синему автомобилю "Опель Омега" с дипномерами был открыт огонь. Позже в передней части "Опеля" обнаружили два десятка пулевых отверстий. Но были ли в машине корреспонденты ВГТРК в момент расстрела?
По одной из версий, тележурналисты попали в засаду, устроенную сербскими нерегулярными формированиями. Оба были тяжело ранены. Люди в камуфляже вывели их из машины и застрелили. После чего тела затолкали в автомобиль, который затем сожгли и закопали вместе с останками людей.
Это подтверждает протокол допроса серба Стевана Бороевича по прозвищу "Чук", который состоял в отряде (чете) военизированных формирований Республики Сербская Краина. Вот что он заявил: "Наш отряд вышел на перекресток с дорогой, ведущей в село Маюр, мы поставили заграждения... Я пошел за хлебом в ближний дом. Там я услышал автоматную стрельбу и поэтому вернулся на свою позицию. Тогда я увидел, что у пассажирского автомобиля цвета "синий металлик" открыт капот. В нем было двое мужчин. Я видел их паспорта и понял, что речь идет о российских журналистах. Оба были убиты из пистолетов. Кто это сделал, я не знаю. Из автомобиля извлечено все журналистское оборудование, их личные документы и паспорта. Затем автомобиль был сожжен. После этого экскаватором выкопали яму, в которую была сброшена сожженная машина с убитыми и сгоревшими жертвами. Все вместе было закопано".
"Чук" также рассказал: "Журналистская техника, которая была взята из автомобиля, как я слышал, была продана в Боснии за большие деньги. Это было 7-8 чемоданов журналистской аппаратуры для полевой видеосъемки, камеры, штативы и др. Кто взял себе деньги от продажи - не знаю. В подразделении говорили, что "Каддафи" (полевой командир Стеван Бороевич по прозвищу "Каддафи", убит в 1992 году. - "Известия") и Илия Чизмич (соратник Бороевича-"Каддафи". - "Известия") купили каждый себе по дому в Кумодраже под Белградом, за которые каждый заплатил по 50 тысяч марок".
Далее в показаниях начинаются странности. "После смерти русских мне было поручено проводить двух человек, которые представились российскими журналистами, за церковь в Костайнице, где находилось два трупа. Они должны были опознать, их ли это журналисты, которые погибли в конце августа 1991 г.". В протоколе ничего не говорится ни о результатах опознания, ни о том, откуда взялись трупы, если они в сожженном виде были закопаны вместе с автомобилем. Опять же непонятно, почему в показаниях говорится, что журналисты погибли в конце августа, когда установлено, что расстрел автомобиля произошел 1 сентября. Так что же это были за трупы?
"Потом появилась новость, что за информацию о погибших журналистах предлагают 50 тысяч марок... Тогда мне объяснили, что это были не русские журналисты, а усташи. Но я не поверил, сказал, что лично видел паспорта".
Показания рождают вторую версию. А что если российские репортеры были убиты до расстрела машины? Это мог сделать кто угодно. Территорию занимали и регулярные, и нерегулярные воинские формирования, да и просто бандитские группировки. Кто-то мог убить корреспондентов, а затем воспользоваться их автомобилем.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что "Опель" через полгода был выкопан в присутствии представителей Военного суда, посольства России в Белграде и консульства в Загребе. В автомобиле было найдено три (!) трупа.
Посол России в Хорватии Роберт Маркарян заявил "Известиям": "Многолетние и детальные расследования факта исчезновения тележурналистов, проведенные российскими компетентными органами, в том числе и при активном взаимодействии с правоохранительными структурами Хорватии, не позволили установить обстоятельства и место убийства Ногина и Куринного. Несмотря на установленный факт обстрела и сожжения автомобиля "Опель-Омега", объективных доказательств того, что в нем находились именно они, не получено. Проведенные российскими экспертами исследования обнаруженных в сгоревшем автомобиле человеческих костей показали: это останки трех лиц, однако их принадлежность Ногину и Куринному практически исключается".
Так что даже памятный знак ставить пока рано. Дело остается открытым.