В Париж со своей гильотиной
Большой театр показывает на берегах Сены два спектакля - "Пламя Парижа" и "Дон Кихот". И если "Дон Кихот" - беспроигрышная карта в колоде Большого, то с балетом о Великой французской революции главный театр России шел на определенный риск. Все-таки в Тулу не ездят со своим самоваром. Однако опасения оказались напрасными. "Русская гильотина - это круто", - пошутил на премьере мой сосед-балетоман.
Напомним, что балет "Пламя Парижа" Бориса Асафьева, поставленный в 1932 году Василием Вайноненом, был одним из любимых спектаклей Сталина и долгое время шел на советских сценах.
"Хореограф Алексей Ратманский избавил спектакль от идеологической нагрузки и сделал акцент на судьбе нескольких участников событий, - комментирует Брижит Лефевр. - Он не дает оценку революции, это давно сделано историками. Главное же в том, что "Пламя Парижа" - это гимн танцу. Меня восхищает драйв, с которым выступают ваши звезды - Мария Александрова, Наталья Осипова, Иван Васильев и вся труппа".
Правая газета "Фигаро" помимо звезд отмечает Анну Ребецкую, Владислава Лантратова, Дениса Савина и Артема Овчаренко, но сожалеет, что в труппе нет больше танцовщиков-атлетов, какими театр был богат в советские времена. Левая газета "Монд" предупреждает, что от этой революционной фрески, "великого спектакля", который идет в бешеном темпе, можно легко потерять голову. Со своей стороны, агентство Франс Пресс считает, что постановка порой грешит наивностью и слишком "язвительна" в изображении короля и его двора.
Что же касается Ратманского, то французы причисляют его к лучшим современным хореографам. В конце июня для Парижской оперы он начинает ставить балет "Психея" на музыку Сезара Франка. Премьера назначена на открытие очередного сезона - 21 сентября. Вместе с "Психеей" пойдет одноактный балет "Федра" Жоржа Орика, поставленный уроженцем Киева Сержем Лифарем, который долгие годы возглавлял Парижскую оперу. Словом, публику ждет перекличка балетных эпох.