Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ремонт центра Москвы - за счет жильцов

Сколько будет стоить жителям центра столицы капремонт их домов, какой станет цена парковки и как отреагировали инвесторы на запрет строительства в старой Москве, обозревателю "Известий" Виктории Волошиной рассказал префект Центрального округа Сергей Байдаков. Он назначен на эту должность в октябре 2010 года. Байдаков уже руководил ЦАО с 2003 по 2008 год.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Как следует из транспортной программы мэрии, в Центральном округе до 2016 года планируется построить новых парковок минимум на 300 тысяч машино-мест. Учитывая, что за все предыдущие годы их создано всего 90 тысяч, задание на первый взгляд нереальное.

сергей байдаков: Конечно, можно сидеть и говорить, что это нереально - но тогда завтра-послезавтра центр встанет намертво. Да, задача стоит грандиозная. Вопрос - как ее реализовать. Мы рассматриваем несколько вариантов. Во-первых, специалисты Москомархитектуры предлагают построить большие подземные парковки под площадями Сахарова, Лубянской, Театральной, Пушкинской, Тверская Застава, под Бульварным кольцом...

и: Под Бульварным кольцом? Не пугайте...

байдаков: Я насчет Бульварного кольца тоже еще бы подумал... Но, скажем, только под площадью Сахарова можно разместить три - четыре тысячи машино-мест. Сейчас Москомархитектура готовит проектную документацию для проведения конкурса, и я думаю, мы это реализуем. Второй пример - освоение подземелья под Новым Арбатом. Если помните, был такой проект Посохина-старшего. Правда, у него была немного другая концепция: в подземной части он хотел сделать дорогу, а наверху - прогулочную пешеходную зону. Сейчас есть мысль использовать подземную часть Нового Арбата под парковки. Также мы рассматриваем варианты строительства паркингов на территориях, которые сегодня используются неэффективно, заняты нежилыми помещениями и ветхими жилыми домами. И уже подобрали более двух тысяч участков на 160 тысяч парковочных мест.

и: Подземных или наземных?

байдаков: И тех, и других. Это и конкурсные объекты, которые будут строить инвесторы, и "народные гаражи".

и: Ходили разговоры, что программа "Народный гараж" в ЦАО неэффективна - слишком дорогая земля. Какой-то "антинародный" по стоимости гараж получается.

байдаков: Я считаю, от этой программы отказываться нельзя. Может, определение "народный" действительно не самое удачное, но механизм, когда автовладельцы сами могут профинансировать строительство паркинга, нужен. Сегодня практически все "народные гаражи", построенные в ЦАО, востребованы, все места выкупаются. На тех территориях, где невозможно возвести капитальные сооружения, мы предлагаем строить двухъярусные сборно-разборные модули. В этом году должны четыре таких сделать.

и: А кто вам раньше мешал их строить? О модульных паркингах лет 10 разговоры идут...

байдаков: Раньше думали строить капитальные гаражи. Но получается, мягко говоря, неэффективно. Есть, к примеру, площадка, занятая сотней "ракушек". При проектировании многоярусного гаража, если соблюдать все нормы - противопожарные, санитарные и другие, выходит, что в него помещается всего 40 машин. Нормально, да?! Минус 60 машино-мест. А вот если сделать второй ярус как временное сооружение, к которому предъявляются куда менее жесткие нормативы, то на этой же площадке можно поставить 160-170 машин. Первые четыре таких модуля мы начинаем строить у Экспоцентра, в Сити, на Хамовническом Валу (недалеко от "Лужников") и у Дворца молодежи - недалеко от Комсомольского проспекта.

известия: И за какой срок вы планируете построить 160 тысяч машино-мест на подобранных участках?

сергей байдаков: Наша задача - за два-три года в 2-2,5 раза превысить то количество мест, которое существует на сегодняшний день.

и: Подземное строительство - дорогое удовольствие для инвесторов. Сколько в итоге будет стоить парковка в центре?

байдаков: Недешево. Но у водителей будет выбор. Либо оставить машину на бесплатной перехватывающей парковке, скажем, у метро "Волгоградский проспект", пересесть на автобус и по выделенной полосе доехать до Лубянки за 20-25 минут. Либо платить за удовольствие оставить машину в историческом центре. То есть город вводит понятные регулирующие механизмы. Мне кажется это логичным и разумным.

и: А какой тариф-то будет?

байдаков: Думаю, от 300 до 500 рублей в час в самом центре. На окраинах ЦАО - подешевле. При этом, конечно, город берет на себя обязательства построить выделенные полосы, перехватывающие парковки, сделать общественный транспорт более комфортным и быстрым. Увязать все эти вопросы комплексно. Только тогда это будет работать.

и: А какова сегодня средняя продажная цена места в подземном паркинге в ЦАО?

байдаков: От 20 до 50 тысяч долларов.

и: Будут ли ограничены стоянки на дорогах? Сегодня полоса, а то и две на проезжей части заняты припаркованными авто.

байдаков: Да, будут. Но не в одночасье, а поэтапно. Чем больше будем вводить в строй гаражей и паркингов, тем жестче будут меры за неправильную парковку.

и: Эксперты предлагают для создания бесплатных паркингов в ЦАО использовать уличную сеть. Расширить улицы по полтора метра с каждой стороны, и в этих карманах разрешить парковать машины. Ваше мнение - нужны ли вообще в центре бесплатные парковки?

байдаков: Они есть во всем мире. Приехал человек, скажем, в магазин за хлебом или в аптеку, ему же надо где-то машину поставить на короткое время. В этом году мы проведем конкурсы на выполнение проектирования и подрядных работ на 10 тысяч таких парковочных мест. Плюс хотим расширить под парковочные карманы дорожно-транспортную сеть - еще на 150 тысяч квадратных метров. Сейчас это согласовывается с ГАИ, с транспортниками.

и: Возвращаясь к подземным парковкам. Что все-таки будет построено под Пушкинской площадью и под площадью Тверская Застава? Известно, что инвестконтракты по этим стройкам пересмотрены.

байдаков: Да, сейчас идут переговоры с инвесторами об исключении торговли из состава этих проектов. Освободившиеся пространства мы используем для увеличения парковочных мест.

и: То есть рыть под Пушкиным все-таки будут?

байдаков: Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается с экспертами и общественностью. Но я лично считаю, что парковочная зона в этом районе необходима.

и: Была еще идея строить парковки под Тверской улицей.

байдаков: Этот проект также в проработке у Москомархитектуры. Мы сейчас вообще все "парковочные" проекты поднимаем, даже самые фантастические. Помните, лет пять назад была идея под Водоотводным каналом построить паркинг? При экспертизе выяснилось, что себестоимость одного машино-места там будет под 100 тысяч долларов. От этой суммы тогда впали в ступор и тихо-мирно положили проект под сукно. Сейчас он может снова стать актуальным - люди, покупающие жилье с видом на Кремль, могут позволить себе купить и место в таком гараже.

и: Еще одна тема, тесно связанная с предыдущей, - решение мэра о резком сокращении строительства в центре: новых офисных и торговых площадей в округе больше не будет. Как инвесторы на это отреагировали?

байдаков: По-разному. С конца 2010 года мы провели ревизию всех инвестконтрактов. Выяснилось, что на уровне предпроектных разработок планировалось возвести в центре более миллиона квадратных метров офисных площадей. Реализуй мы это, транспортный коллапс был бы неизбежен. Сейчас все эти проекты рассматриваются на земельно-градостроительной комиссии, которую возглавляет Сергей Собянин. И мы принципиально ограничиваем разработку подобной документации.

и: И по новым, и по старым контрактам?

байдаков: Утвержденные проекты, которые прошли экспертизу, где начато строительство, мы остановить не можем. Это закон.

и: На площади Тверская Застава, где все перекопано уже несколько лет, смогли же...

байдаков: Там истек строительно-инвестиционный контракт. И город имел право предлагать свои условия его продления. Таких истекших контрактов много. А инвесторы, поняв политическую волю нового руководства городом, приходят с уже перепрофилированными объектами. Вместо офисов предлагают строить гостиницы, жилье, медицинские центры. Например, на Смоленской площади, напротив МИД, был проект торгово-развлекательного подземного центра с парковкой и фонтаном на поверхности. Сегодня на земельно-градостроительной комиссии принято решение от него отказаться. Там будет только подземная парковка.

и: Новое жилищное строительство тоже заморожено?

байдаков: Массовое - да. Новое жилье будет строиться только на месте снесенных домов и на резервных площадках - в частности, при выводе промышленных предприятий.

и: А программы по расселению коммуналок, переселению из ветхого и аварийного жилья будут продолжены?

байдаков: Из 3500 жилых домов в ЦАО 2800 имеют деревянные перекрытия. В части из них достаточно провести капремонт без отселения жильцов. Ветхие дома с большой степенью износа, безусловно, надо реконструировать. Аварийные - сносить и строить на их месте новое жилье, как мы это делали на Нижегородской и Серпуховской улицах. На время капремонта с отселением жителям предоставляется временное жилье, мы выполняем работы - это год-полтора, и люди возвращаются в свои отремонтированные дома.

и: За чей счет будет проводиться капремонт?

байдаков: Москва в соответствии с федеральной моделью предлагает механизм бюджетной субсидии собственнику, который принял решение о проведении капремонта в своем доме. В столице это будет впервые. Сегодня уже 64 дома выразили готовность долевого участия в капремонте. То, что люди берут на себя ответственность за свои дома, говорит о зрелости общества. Собственники заплатят от 5 до 25 процентов от стоимости работ. Остальное - за счет городского бюджета. Это "первая ласточка" практической реализации реформы ЖКХ.

и: А кто и как будет рассчитывать стоимость ремонта?

байдаков: Объем и цену капремонта совместно определяют жилищная инспекция, собственники и управляющая компания. Городом утверждены предельные расценки на оформление отдельных видов работ по отдельным видам капремонта. При этом собственники сами управляют ремонтом своего дома: на общем собрании утверждают бюджет и, естественно, контролируют ремонт на всех этапах, подписывают акт приемки. Сейчас проектировщики работают с уполномоченной инициативной группой от каждого жилого дома, участвующего в программе, уточняют пожелания собственников.

и: Сколько в реальности заплатят люди из своего кармана?

байдаков: Расходы будут зависеть от потребностей жителей - может, кто-то захочет подъезды мрамором выложить. Пожалуйста - но за свой счет.

и: А если по минимуму?

байдаков: Все дома - разные. Скажем, капремонт небольшого дома может обойтись в 15-20 миллионов рублей. 5 процентов от этой суммы - 750 тысяч. Если в доме 30 квартир, получается по 25 тысяч рублей с квартиры. Вполне реальные суммы. Я думаю, на таких условиях многие поспешат включиться в эту программу. По крайней мере 64 дома уже включились. Приоритет, конечно, будет у тех, кто большую долю финансирования капремонта возьмет на себя.

Комментарии
Прямой эфир